В Свердловской области продолжаются разбирательства между строительными компаниями, надзорными органами и владельцами коммунальных сетей на предмет того, насколько законно одновременно взимать плату за подключение и выдавать технические условия, предусматривающие прокладку сетей за счет застройщика.
За решение этой проблемы уже бралась прокуратура, которая еще в 2010 году вынесла представление о нарушении законодательства руководству одного из городских водоканалов. Было выявлено как минимум два нарушения в отношении строительных компаний. Помимо платы за подключение, коммунальщики обязали их переложить водопроводы за пределы участков, выделенных для возведения объектов.
Как отмечают в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в судах уже сложилась единообразная практика решения таких споров в пользу застройщика. Хотя возможны и исключения. Так, штраф в более чем миллион рублей, наложенный УФАС на одно из екатеринбургских предприятий ЖКХ, коммунальщики смогли обжаловать в Арбитражном суде. Антимонопольщики, впрочем, не сдаются и готовят апелляционную жалобу.
Саморегулируемые объединения строителей рады, что тенденцию, сформировавшуюся еще в докризисное время, наконец-то удалось переломить. И теперь, если строитель сам возводит инженерно-технические коммуникации для своего объекта, плату за подключение с него требовать не будут. По крайней мере, он не обязан ее вносить - пункт 9 "Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных постановлением правительства РФ в 2006 году, достаточно четко говорит, что это взаимоисключающие действия.
На удешевлении строительства может сказаться и возобновление земельных торгов.
- До кризиса из 43-47 тысяч рублей в себестоимости каждого "квадрата" жилья 20 тысяч составляли траты застройщика на подключение к коммуникациям и земельные аукционы. Стартовая цена метра земельного участка в Екатеринбурге, например, порой достигала 7500 рублей - как правило, после ее объявления торги прекращались или вообще отменялись из-за отсутствия претендентов. За два года в городе не было проведено практически ни одного земельного аукциона. Мы много раз выступали по этому поводу, направляли письма и губернатору, и председателю правительства области. И наконец-то министерство по управлению госимуществом (МУГИСО) начало проводить торги со стартовой ценой 1500 рублей за квадратный метр земельного участка. Аукционы пошли активно, сегодня стоимость метра на окраинах крупных городов составляет в среднем две-три тысячи рублей - это нормальные, адекватные цены, - говорит Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области.
Причину былой дороговизны он видит в том, что при формировании цены использовались данные по рынку недвижимости докризисного уровня. Впрочем, в МУГИСО удивились такой постановке вопроса. Там пояснили, что единой стартовой цены для земли нет и быть не может, она определяется индивидуально, методом независимой оценки, и зависит от местоположения и качества участка.
Как бы там ни было, строители полагают, что сейчас в регионе созданы реальные условия для возведения социального жилья. Значит, на рынке могут появиться объекты по цене 30-35 тысяч рублей за метр при себестоимости в 27-28 тысяч. Неплохая альтернатива сугубо коммерческим проектам по 50 тысяч рублей за метр и выше. Можно даже прогнозировать активизацию программ расселения ветхого и аварийного фонда.
Уже сейчас можно сказать, что стройплощадки Урала ожили. Это заметно прежде всего по загруженности заводов по производству стройматериалов на 80-100 процентов. Многие предприятия ввели вторую смену и подумывают о третьей. На отдельные материалы даже может возникнуть дефицит. Например, в последнее время растет в цене цемент, он уже достиг 3000 рублей за тонну. Значит, региону потребуется еще один завод - два действующих с увеличивающимися темпами строительства явно не справятся. Как рассказал Юрий Чумерин, уже есть три-четыре инвестора - крупные корпорации и застройщики, которые подали заявки на возведение такого объекта и оценивают ситуацию. Новое производство мощностью миллион тонн цемента в год будет стоить порядка 300 миллионов евро, а строительство займет от четырех до пяти лет. Наиболее вероятные площадки для его размещения - Нижнесергинский район, города Михайловск и Невьянск.
Также Средний Урал испытывает дефицит производства листового стекла - единственный завод в Ирбите остановлен, поскольку технологически не соответствует новым требованиям. Стекловату в регион тоже везут от соседей-тюменцев, правда, сейчас подыскивается инвестор, способный наладить оба производства в Свердловской области, ведь сырье для них требуется одно и то же. Также среди потенциально дефицитных направлений - производство металлоконструкций и щебня высокой твердости, поризованных керамических блоков.
А вот железобетона собственного производства региону хватит с лихвой, считают эксперты. В регионе действует 15 модернизированных заводов ЖБИ, еще несколько ждет техперевооружение в ближайшую пятилетку. Серьезные производственные мощности имеют и предприятия по выпуску сухих смесей - около 300 тысяч тонн продукции в год. Неплохие показатели у компаний-производителей ячеистых бетонов и базальтовых утеплителей. Кроме того, в Свердловской области планируется внедрить новую технологию стабилизации заиленных и торфяных грунтов методом закачки смеси цемента, шлака и извести. В сутки одна установка может обработать около трех тысяч кубометров грунта. Такие технологии могут использоваться не только при возведении жилых кварталов, но и при прокладывании дорог.
Однозначно утверждать, что увеличение объемов производства стройматериалов и внедрение новых технологий существенно повлияет на себестоимость недвижимости, эксперты не берутся, ведь расход того же бетона на один квадратный метр здания составляет около тонны, а ее стоимость увеличилась почти на тысячу рублей. С точки зрения строителей, все же более весомой является экономия на плате за подключение и аренде земельного участка.