Новости

14.07.2011 00:22
Рубрика: Общество

Робот у доски

Как высокие технологии изменят наши школы

В Казани прошла Международная педагогическая конференция, посвященная IT-инновациям в системе образования.

Есть стереотип, что педагоги сильно отстают в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) от своих же учеников. И то, что школьник осваивает играючи, преподаватель постигает с великим трудом. Однако это нельзя отнести к участникам нынешнего форума. Здесь собрались самые продвинутые в сфере IT учителя и директора школ из России и стран СНГ. Они оценили масштаб перемен, произошедших в образовательных учреждениях за последние десять лет в связи с их компьютеризацией. А кроме того, попытались заглянуть в ближайшее будущее школ. И как оказалось, перспективы эти напоминают фантастический фильм.

Перезагрузка для учителя

Впрочем, для кого-то фантастикой кажется то, что уже сейчас происходит в Татарстане. Ведь не случайно именно его выбрали для проведения конференции. Республика является одним из пилотных регионов РФ, где информатизация образования идет ускоренными темпами. Только за 2009-2010 годы в эту сферу, по словам заместителя министра образования и науки РТ Андрея Поминова, было вложено около двух миллиардов рублей. Недавно все учителя республики получили личные ноутбуки. В настоящий момент завершается обновление школьного компьютерного парка, многие образовательные учреждения переходят на оптоволоконную и беспроводную интернет-связь. К началу учебного года в школы РТ будет поставлено несколько тысяч комплектов интерактивных досок и проекторов. Кроме того, как отметил Андрей Поминов, к первому сентября 53 школы Татарстана оснастят по последнему слову техники. Они станут центрами компетенции, откуда самый передовой опыт будет распространяться в остальные учебные заведения. У всех учеников начальных классов будут компьютеры, а у старшеклассников - электронные учебники.

Однако все познается в сравнении. Самые успешные страны в области информатизации образования - Англия, Австралия, Сингапур и Южная Корея. Так вот, Татарстан находится сейчас на том этапе, который они давно завершили. Это период насыщения школ компьютерами и интерактивным оборудованием. На следующей ступени эту технику будет достаточно просто менять на более современную.

Волшебный глобус

Так какие же IT-новинки приходят на смену нынешним технологиям? Например, сверхтонкий дисплей, который можно свернуть в рулон. Показательно, что его не собирают, а именно печатают. А функции те же, что и у интерактивной доски. Учителю не составит труда переносить его под мышкой из класса в класс.

Еще одна удивительная разработка - видеоконференционный робот. Выглядит он как забавный гуманоид, вместо головы у которого монитор. Таким образом, лицо вещающего посредством этого устройства становится лицом робота. Он способен не просто транслировать выступление лектора, но и передвигаться по школе. Причем использовать его смогут как учителя, так и школьники. Допустим, если ребенок приболел и остался дома, то робот позволит ему присутствовать на уроках виртуально.

Добрались IT-разработчики и до старого доброго глобуса. Теперь появился его интерактивный аналог. Увидеть такой глобус можно было на выставке, проходившей в рамках конференции. С виду он напоминает большой магический шар для гадания. В действительности же это не что иное как сферический цифровой дисплей, к которому присоединена клавиатура. Достаточно ввести нужную команду, и на глобусе проступают материки и океаны. Кроме того, он отражает климатические изменения в реальном времени, демонстрирует миграцию биологических экосистем и движение тектонических плит.

Совершеннее становятся и системы видеонаблюдения для школ. Камеры не просто фиксируют входящих в образовательное учреждение людей, но и распознают тех, кто находится в розыске. Секрет в том, что они подключены к полицейской базе данных. Более того, камеры "понимают", какое настроение у школьников и учителей.

Разумеется, все эти технологии только начинают внедрять, да и то по большей части за рубежом. Однако, без сомнения, доберутся они и до российских школ.

Чем страшна мышка

Между тем ректор Института развития образования РТ Елена Скобельцина подчеркивает, что информатизация школ не должна происходить ради информатизации.

- Да, повысится компетентность учителя, но что при этом делает наш ученик? Педагог освоил интерактивную доску, работа с ней доведена до автоматизма. А ребенок как в прошлом сидел и слушал учителя у доски с указкой и мелом, так и сегодня он по-прежнему безмолвно ему внимает. Наш ученик рискует остаться пассивным слушателем.

А он должен быть активным участником этого процесса.

Совсем другие опасения у ректора Института новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного гуманитарного университета Сергея Кувшинова.

- С одной стороны, ИКТ - это мощнейший инструмент, который развивает человека, а с другой стороны, он же и деформирует его.

Во-первых, чрезмерное использование компьютерной и аудиовизуальной техники портит зрение детей. Во-вторых, постоянная работа с мышью и клавиатурой приводит к так называемому туннельному синдрому запястья.

- И это в тот самый период, когда дети развиваются. Никто не задумывается, что детская рука не может обхватить громадного "монстра". Мышка должна "расти" вместе с ребенком. Клавиатуру также следует делать другого размера и из другого материала. Иначе должны располагаться клавиши. А дети сегодня работают на тех же "гробах", что стоят в офисах. Это нонсенс. Я уже не говорю об остеохондрозе. Сам его заработал, сидя за компьютером.

Однако самый страшный урон, по мнению ученого, ИКТ наносят интеллекту. И обратной дороги здесь уже не будет.

- Надо суметь спрогнозировать возможный риск от внедрения хайтека. Мы превращаемся из homo sapiens в homo digital, - предостерегает Сергей Кувшинов, - в частности, дети и молодые люди разучиваются писать рукой. А это в свою очередь приводит к изменениям определенных участков головного мозга. Страдают речь человека, его вычислительные способности. Попробуйте сейчас кого-нибудь попросить в уме извлечь квадратный корень или перемножить числа. Сразу полезет за калькулятором в телефон. То же происходит и с грамотностью. Зачем она нужна, если есть текстовый редактор?

Еще один негативный момент, считает ректор, - узурпация памяти флешками и различными устройствами. Кто сейчас пытается что-то запомнить? Достаточно сбросить нужный файл.

И наконец, у нынешнего поколения возникает клиповое мышление. Почему популярны американские фильмы? Каждые 10 секунд в кадре происходит что-то необычное. У нас сегодня дети, молодые люди не способны удержать внимание на классическом, медленно развивающемся сюжете.

В результате, по словам Сергея Кувшинова, внедрение клипового мышления в образовании приводит к тому, что мы не углубляемся в предмет, разучиваемся думать.

Однако при этом он вовсе не отвергает современные технологии.

- Надо искать способы объединения традиционных форм обучения и цифровых. Например, "диджитал каллиграфия". Этот проект разрабатывается в нескольких школах. Суть в том, что дети чернильными ручками выводят в своих тетрадях красивые буквы или иероглифы. Но при этом весь процесс снимает документ-камера, подключенная к компьютеру. Учитель у себя на интерактивной доске видит тетрадь каждого ученика и может остановить процесс в любой момент и сказать: "Давайте посмотрим, правильно ли делается этот росчерк". После чего он берет интерактивный карандаш и поправляет, не подходя к ребенку.

И таких примеров множество. В этом и заключается искусство педагога - интегрировать письмо, живую речь в высокотехнологичный образовательный процесс.

- Я как-то задал тему сочинения для ребят, в какой школе они хотели бы учиться, - рассказывает Сергей Кувшинов, - и когда я прочел их, то был удивлен. Большинство из школьников хотели учиться за красивыми и чистыми партами. Чтобы преподаватели были молодыми, симпатичными и успешными. И там не было ни слова о голографии и 3D-проекторах. Оказалось, им нужна самая малость. Простые комфортные условия.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке