Водолазы выкладывались по полной. Только с пяти вечера вторника до девяти утра среды они совершили 94 погружения к судну и подняли тела 4 погибших. Всего же с начала поисковой операции ими было сделано 439 погружений. К двум часам дня 14 июля из воды были извлечены тела 112 пассажиров.
Однако, несмотря на авральный темп работы, всех жертв катастрофы найти не удалось. По мнению специалистов МЧС, их могло отнести течением от места крушения на большое расстояние. Поэтому зону поиска постоянно расширяют. Вчера днем ее протяженность достигла 190 километров. Эту зону обследуют на катерах и на самолетах малой авиации. В работе задействовано 1144 человека, 188 единиц техники.
Тем временем, как пояснил корреспонденту "РГ" замминистра транспорта РФ Виктор Олерский, "Булгарию" осматривают водолазы 40-го института Минобороны России. Именно это учреждение разрабатывает проект подъема судна.
В частности, специалисты изучают грунт на дне, откачивают ил из судна. Кроме того, водолазы завели полипропиленовые проводники, а в ближайшее время начнутся работы по заводке металлических проводников. От вырезки технологических отверстий они отказались после согласования со специалистами военного института. Дело в том, что это могло бы уменьшить прочность судна и усложнить подъем. По оценке замглавы МЧС России Александра Чуприяна, создаются все условия для того, чтобы этот подъем прошел успешно.
Специальную технику и оборудование для этой процедуры свозят в республику со всей России. Так, из Санкт-Петербурга в Казань прибыл Ил-76 с 20 тоннами всевозможных такелажных приспособлений. Среди них стропы, тросы, поддоны и так называемые железные "полотенца". В выходные по воде должны доставить два плавучих тяжелых крана. Один, носящий имя "Могучий", идет из Волгограда, другой "Плавкран-351" из подмосковной Дубны. Оба имеют грузоподъемность по 350 тонн. Этого должно быть достаточно, чтобы вытащить "Булгарию", вес которой составляет около 700 тонн, из воды.
Есть несколько сценариев подъема теплохода. Самый оптимальный вариант: завалившееся на правый бок судно поставят ровно на киль. Затем поднимут кранами и уже на поверхности воды подсунут под него понтоны. На них-то "Булгария" и отправится на сушу. Однако не факт, что все пройдет идеально. Многое зависит от того, обнаружат ли в борту, на котором лежит корабль, пробоину или нет.
Между тем еще в среду Вахитовский райсуд Казани арестовал первых фигурантов по делу о крушении "Булгарии" - генерального директора арендовавшей судно компании "Аргоречтур" Светлану Инякину и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, разрешившего эксплуатацию "Булгарии". Оба взяты под стражу на один месяц и 29 дней. Кстати, последнего препроводили в столицу Татарстана из Перми. Именно там находится учреждение, в котором проходила проверку "Булгария".
Что касается Инякиной, то она все это время ожидала решения суда в Казани у себя дома. К слову, ее фирма также зарегистрирована по месту прописки.
В Татарстане и других регионах России продолжают хоронить жертв катастрофы. К утру четверга был погребен 81 человек. Омрачает и без того страшную цифру, что среди погибших есть дети и беременные женщины. Как сообщили в минздраве РТ, в крушении погибли три пассажирки, ждущие ребенка. Однако по источникам корреспондента "РГ" известно, что их число гораздо больше. Дело в том, что есть поверье, если беременная женщина посетит Болгар (святое для мусульман место), то она благополучно разрешится от беремени и ее ребенок будет расти здоровым и счастливым.
Тем временем
Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков сообщил, что начались выплаты компенсаций семьям погибших. Уже выданы 3 компенсации по 300 тысяч рублей из бюджета Республики Татарстан. Кроме того организована выдача утраченных паспортов и документов пострадавшим. УФМС восстанавливает документы в кратчайшие сроки. В настоящий момент выдано 13 паспортов жителям РТ и временные документы 5 жителям других регионов России.