Сегодня мы являемся свидетелями возникновения и развития новых национальных общностей. Понятие "национальная принадлежность" дополняется новыми смыслами, становится не только этнической, но и гражданственной категорией. И это в полной мере касается не только России, но и других государств СНГ. Процесс этот происходит не без проблем, но он идет.
Государство, пусть даже многонациональное, не может состояться в том случае, если все населяющие его народы не будут ощущать себя частью единого гражданского общества, согражданами, подчиняющимися единым законам.
Мы называем эти законы "светскими", но в их основе лежит так называемое "обычное право", выросшее из обычаев и традиций. И мы не должны забывать о том, что обычаи и традиции формировались под влиянием религиозных заветов. Нет такого гражданского закона, который бы в открытую противоречил бы законам религиозным, законам нравственным, тому, что принято называть "высокой моралью". Именно она должна лежать в основе любого законодательства. Любые попытки обойти этот принцип, а они, что скрывать, предпринимаются, свидетельствуют о кризисных явлениях цивилизационного масштаба. Эти кризисные явления необходимо изучать, их необходимо учитывать, с ними необходимо бороться. Фундаментальные ценности нуждаются в защите от девальвации, в том числе - и законодательной, особенно в нынешний непростой период развития и России, и государств СНГ, и человечества в целом.
Мы не должны забывать о том, что именно гражданские законы, единые для всего государства, делают человека, к какому бы племени и вере он ни принадлежал, полноправным гражданином. Однако, к сожалению, и в этой области у нас еще много проблем. И только в сфере законодательства всех проблем не решишь.
Для стран СНГ минувшие два десятилетия стали временем невиданной миграции. Уроженцы разных государств, возникших после распада Советского Союза, жившие прежде в братской семье народов, обретают новые отечества, получают новые паспорта, новое гражданство, новое место жительства. Свобода перемещений внутри стран дает возможность человеку самому выбирать, где жить. Но сменить паспорт или получить свежую отметку о регистрации в старом паспорте - это не значит стать ответственным гражданином или членом нового сообщества. Это только первый шаг на пути осознания человеком своего места в нем и обязанностей перед ним. Это созидательный процесс, и в этом процессе важнейшую роль должно играть духовное образование, воспитание и культура в целом. Москва, которую строил русский народ как свою столицу, веками превращалась в многонациональный город, из поколения в поколение нарабатывая навыки межэтнического взаимодействия и взаимообогащения культур, и эти традиции не должны быть забыты.
Что значило в стародавние времена стать русским? Не будем вторгаться в сложнейшие вопросы формирования этносов, и в частности в формирование великого русского народа. Однако фраза "русский - значит православный" говорит о многом. Русский народ - это духовное единение не только этнических русских, но и представителей других национальностей, которые наряду и вместе с этническими русскими строили величайшую русскую культуру. Среди выдающихся памятников этой культуры мы и находимся, оказываясь в Москве или Санкт-Петербурге, Суздале или Рузе, и каждый россиянин, каждый приезжий должен эту культуру знать.
Россия никогда не отторгала людей по национальному признаку. Иначе и не было бы Великой русской культуры, науки, не было бы Великой России. Приведу лишь один пример, а примерам таким - нет числа. Символами русской культуры, которые прочно вошли в репертуар гордости России - Большого театра, стали оперы "Снегурочка", "Псковитянка". А написал их замечательный русский композитор Римский-Корсаков, гениально развивавший великую русскую музыкальную традицию. И мало кому приходит в голову задуматься о том, что Корсаковы - дальние потомки древнего тюркского рода.
Так сложилось, что Россия строилась как страна православная. И поэтому, безусловно, каждый народ, к какому бы вероисповеданию он ни принадлежал, должен стремиться знать, изучать и любить русскую православную культуру. Поэтому, когда до меня доходят сообщения о том, что вновь прибывшие в ту же Москву люди иной веры, препятствуют своим детям изучать основы православной культуры, мне кажется, что такие люди подчеркивают не только свою национальную, но - интеллектуальную ограниченность. Все-таки нужно знать, кем и по какому уставу строился этот монастырь, эта государственная крепость, в которой мы все сегодня обитаем. Принцип: в чужой монастырь со своим уставом не ходи, кстати сказать, был хорошо усвоен именно русскими. Те лучшие русские (и не только русские) люди, которые приезжали к нам на Северный Кавказ, для того, чтобы поднимать там современные образование и науку, начинали с того, что уважительно изучали традиции и обычаи Кавказа, старались их полюбить. Именно на этой базе строилось взаимообогащение культур. Но это - всегда дорога с двусторонним движением, этот процесс не может не быть и должен быть взаимным. В этой связи хотелось бы напомнить слова Дмитрия Медведева: "Все, что было создано нашими предками, представляет для современников непреходящую ценность".
Сегодня мы вынуждены вновь возрождать традиции, благодаря которым только и возможно разумное сосуществование людей разных национальностей. И это сегодня касается всех народов, и прежде всего - титульных наций. Кризис национального самосознания, национального достоинства сегодня затронул всех, и русских в том числе, что особенно опасно. Знания никогда не бывают лишними, особенно знания духовные и общекультурные. Они обязательны. Именно такие знания должна поощрять государственная национальная политика, а у нас ее по сути нет. И это огромный пробел, который нужно незамедлительно заполнять.
Горжусь тем, что я - россиянин. Это - высокое звание, оно обеспечивает всем нам гражданское полноправие на всей территории нашей великой страны. Но оно и обязывает ко многому. Я всегда выступал за взаимообогащение культур, потому что на себе испытал плодотворность этого процесса, был им сформирован. Сегодня я особенно хочу подчеркнуть: без этого наша страна не выдержит тех испытаний, которые на нее обрушились.
Нынешний век - это век глобализации. Это с одной стороны. А с другой - это век обостряющейся международной конкуренции. И наши недобросовестные конкуренты делают ставку именно на то, чтобы укоренять на нашей земле не свойственную России национальную ограниченность, поощрять шовинизм, а иногда и выдумывать его там, где его нет, тем самым его провоцируя.
Сейчас модно говорить о "конфликте цивилизаций". Возможно, для многих стран этот конфликт и актуален, мало того, его хотят и нам экспортировать. Но Россия - это страна с тысячелетней историей, которая этот конфликт уже давно преодолела. Кто и зачем старается вновь открыть "ящик Пандоры" и на нашей земле - большой вопрос, требующий серьезного осмысления.
России несказанно повезло в том, что в формировании ее духовного облика принимали активное участие представители всех великих мировых религий. И нынешние граждане России, верующие и неверующие, должны помнить об этом и знать те духовные основы, на которых строилась наша страна. Символично, что одна из самых красивых в мире мечетей была построена в самом европеизированном русском городе - Петербурге еще когда он был столицей Российской империи.
Чем лучше православные будут знать основы православия, чем лучше мусульмане будут знать классический ислам, иудеи - Моисеев закон, ламаисты - учение Будды, а атеисты - все направления веры, на отрицании которых строится их мировоззрение, тем лучше. Вера - это не только культ, но и свод моральных норм, единый для всех религий, и нам нужно стараться больше знать о собственных корнях, и друг о друге. Потому что большинство наших сегодняшних бед - от бездуховности и невежества. Не случайно президент России Дмитрий Медведев считает необходимым активнее вести работу в СМИ, а также в Интернете по разъяснению истинных ценностей ислама и религиозному образованию в противовес информации экстремистского характера.
Такая позиция абсолютно универсальна и применительно к другим религиям.
Ни одна традиционная религия плохому не учит. Не учит убивать, лихоимствовать, воровать, желать зла ближнему. А сегодняшнее общество, если верить СМИ, буквально пропитано злодеяниями и пороками.
Сейчас у всех религий - одна задача: бороться с бездуховностью, невежеством, развратом, потому что именно это разрушает жизненные устои нашего государства, бороться с искажениями веры. И эти задачи можно решить прежде всего путем просвещения. Здесь уместно напомнить слова такого авторитетного политика, как Владимир Путин: "Культура - это так же, как воздух, это основа нашей жизни, это то, на чем строится все здание нашей государственности".
Наши религиозные лидеры очень хорошо понимают и роль просвещения, и роль религий в укреплении страны. Не случайно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, награждая председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина орденом Святого благоверного князя Даниила Московского, назвал муфтия "дорогим братом". Патриарх не только высоко оценил его роль и в духовном руководстве мусульманами России. Он сказал: "Мы очень ценим Вашу неизменную жизненную позицию - любовь к нашему единому Отечеству".
Несколько слов в заключение. Великое наше общее завоевание - свобода совести. Но свобода ко многому обязывает. И только духовное просвещение может укоренить в душах людей краеугольный камень человеческого общежития: свобода совести одного человека кончается там, где начинается свобода другого (если, конечно, это не свобода кощунства, оскорбления или насилия). Великий Пушкин говорил о том, что залог будущего России - в усовершенствовании нравов. Это - главная универсальная задача образования, где бы оно не велось: в семье, в храме, в школе, в университете.
Об авторе
Михаил Чоккаевич Залиханов - основатель научной школы по исследованию опасных геофизических и гидрометеорологических явлений, разработке методов борьбы с их вредным действием. Он первый и единственный академик АН СССР - представитель горских народов Северного Кавказа. Много лет представлял нашу страну в Высшем Совете ООН по стихийным бедствиям. 22 года возглавлял Высокогорный геофизический институт (после избрания в ГД ФС РФ - научный руководитель), создал и 16 лет руководил Государственным Высокогорным НИЦ авиационной техники и вооружения. Герой Социалистического Труда. Удостоен высших наград и премий нашей страны и многих зарубежных государств. Мастер спорта международного класса по альпинизму, неоднократный чемпион СССР и России. Работал в комитетах Госдумы по образованию и науке, экологии, возглавлял парламентскую комиссию по проблемам устойчивого развития РФ.