Саудовская Аравия и Египет объявили о начале "стройки века". Они собираются перекинуть через Красное море гигантский мост длиной 32 километра. Сооружение станет первой автомобильной магистралью, которая соединит азиатскую и африканскую части арабского мира в обход Израиля.
Планируется, что мост возьмёт начало от египетского курорта Шарм-Эль-Шейх и закончится на западном побережье Аравийского полуострова. По расчётам экспертов, на строительство потребуется три года и более пяти миллиардов долларов инвестиций.
Саудовская Аравия лоббирует этот проект с 1980-х годов. В то время Эр-Рияд уже успешно достраивал 26-километровый мост, соединивший королевство с островным Бахрейном. Однако тогда власти Египта отнеслись к предложению "навести мосты" без энтузиазма.
Саудовская Аравия снова подняла эту тему после того, как в 2005 году в Красном море затонул паром, на котором более тысячи египтян плыли на заработки в Саудовскую Аравию.
Переговоры шли два года и практически дошли до финальной точки. Эр-Рияд уже готовился заложить первый камень будущего моста, когда президент Египта Хосни Мубарак неожиданно объявил, что строительство отменяется. Он сослался на то, что магистраль нарушит "мир и покой Шарм-Эль-Шейха" и негативно отразится на туристическом бизнесе страны. Однако, как полагают эксперты, на египетского президента тогда оказали давление израильские партнёры. Тель-Авив беспокоился, что новый мост станет прекрасной базой для развёртывания саудовских войск в непосредственной близости от границы с Израилем. Более того, сам Мубарак опасался, что мост откроет дорогу из Азии в Африку не только для многочисленных паломников и туристов, но и для исламских экстремистов.
"Арабская весна" сдвинула проект с мёртвой точки. Новое египетское правительство совсем не прочь усилить свои позиции за счёт тесных связей с сильным и богатым партнёром с Аравийского полуострова. В понедельник Министерство транспорта Египта заявило о начале "возрождения" проекта. Уже через месяц власти двух стран планируют обсудить смету и финансирование будущего строительства на ежегодном бизнес-форуме в "саудовской экономической столице" Джидде.
Египетские СМИ уже нарекли будущую магистраль "мостом любви" и новых экономических связей с Саудовской Аравией, ежегодные инвестиции которой сегодня в Египет превышают 10 миллиардов долларов. Более того, в Саудовской Аравии работают 2 миллиона египтян.
Однако западные эксперты обеспокоены, что амбициозные планы Эр-Рияда и Каира вновь не встретят одобрения со стороны Израиля и Иордании, для которых этот регион Красного моря стратегически важен.
Если многострадальную арабскую магистраль на этот раз всё-таки построят, то он вполне составит конкуренцию самым длинным в мире китайским мостам. Более того, арабы могут и обогнать китайцев, впервые в истории человечества соединив два противоположных берега моря.