Завершилась весенняя, предпоследняя сессия Государственной Думы V созыва перед выборами в Государственную Думу. По насыщенности и интенсивности, пожалуй, это была самая результативная сессия.
К системному блоку законодательной работы комитета следует отнести изменения, внесенные в закон о государственной научно-технической политике. И важнейшим результатом работы парламента, на мой взгляд, стало именно то, что впервые законодательно была закреплена идеология инновационной экономики. Впервые определены базовые термины "инновация", "инновационная деятельность", "инновационный проект", "инновационная инфраструктура".
В эту сессию завершилась работа над очень большим системным законом о государственном регулировании алкогольного рынка, который после ожесточенных споров и дебатов был принят Думой. Введение предложенного законом жесткого государственного контроля за производством и оборотом алкоголя, в том числе за его продажей, должно привести к существенному сокращению потребления алкоголя в нашей стране и увеличению прозрачности его производства и оборота. Надо подчеркнуть, что такой важный закон в этой сфере, над которым депутаты совместно с правительством работали более 2,5 года, был принят впервые за последние два созыва Думы.
Продолжилось совершенствование законодательства в сфере регулирования государственного контроля и надзора. Внесенные в соответствующий закон поправки направлены на повышение эффективности осуществления контрольных мероприятий в отдельных областях экономического развития, где применение общих норм невозможно, а иногда даже небезопасно для государства и для жизни граждан. Изменения внесены в 62 федеральных закона, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора), поэтому это системный законопроект, принятием которого мы сделали значительный шаг в обеспечении эффективного баланса интересов государства и бизнеса при осуществлении госконтроля и надзора.
Среди важных промышленных законов, принятых в эту сессию, закон о развитии судостроения. Этот закон продемонстрировал переход от модернизационных мер локального характера (запуска отдельных механизмов или инструментов развития инновационной экономики) к системному развитию целых отраслей на основе взаимоувязанной совокупности инструментов и механизмов. Это уже комплексный целевой подход к инновационному развитию важнейших отраслей экономики. Принятие данного закона позитивно скажется на развитии подходов к законотворчеству в целом.
Продолжается работа по наведению законодательного порядка в туристической сфере. Так, в эту сессию в первом чтении были приняты поправки в закон об особых экономических зонах, а точнее, о туристических кластерах. Также внесены поправки в закон об основах туристической деятельности, которые направлены на повышение ответственности турбизнеса и качества предоставляемых услуг. Законопроект предлагает также снижение финансовой нагрузки на перспективное направление въездного туризма. Это позволит развивать внутреннюю туриндустрию в России и привлекать инвестиции в этот бизнес.
Дума и наш комитет постоянно ведут работу по совершенствованию законодательной базы в области развития конкуренции. На днях правительство внесло в Госдуму третий антимонопольный пакет, который мы примем в следующую сессию. Конкуренция - это азбука рынка. В России как системы ее нет, есть лишь ее элементы. Сама антимонопольная служба в России создана всего несколько лет назад. Экономическая среда, которая вокруг у нас формируется, неконкурентная.
В то же время, следует понимать, что это не только задача развития антимонопольной политики. Необходимо развивать новые виды бизнеса. Вопрос конкурентной среды - это вопрос собственности, экономических механизмов и рисков, которых у нас пока еще много. Поскольку у нас "примитивный" рынок, нет и конкурентной среды. Отсюда и высокие цены на товары и услуги. Так, если европейский предприниматель готов работать за 4-5% в год, то в России - минимум за 40%! Это отражает не только неразвитость наших институтов собственности и конкуренции, но и огромные риски. Но надо учитывать, что конкурентную среду за десять лет развить невозможно, другие страны потратили на это даже не десятилетия, а столетия. Поэтому я считаю, что мы очень быстро движемся и, конечно, пройдем этот путь, просто надо много работать.
Что касается дальнейшей законодательной работы комитета, я бы выделил два основных направления. Во-первых, это наведение порядка на рынке: антимонопольное законодательство, развитие институтов собственности, административной системы, связанной с экономикой, и т.д. Во-вторых, изменение самого типа российской экономики. Нам предстоит поменять всю экономическую среду. Это значит, что должна полностью поменяться промышленность. Мы должны перейти от промышленности моногородов к промышленности малого и среднего бизнеса, уйти от гигантских предприятий полного цикла к производствам коротких циклов, к постиндустриальной промышленности. Должен появиться прикладной научный бизнес, новый для России, который может и должен стать более доходным и приносящим не ноль с хвостиком, как сейчас, а до 30-40% ВВП, т.е. больше, чем приносят нефтяной и газовый секторы. Также предстоит ускорить возникновение рынка технологий. Нам предстоит построить новую страну с новой экономикой, а для этого написать новые законы и изменить свыше ста действующих. На это потребуется, по оценкам наших специалистов, около семи-восьми лет.