Несмотря на то, что лето располагает к спокойствию и отдыху, на ниве государственных закупок продолжается оживление. Перед уходом на каникулы Государственная Дума приняла закон, внедряющий ряд принципов госзаказа в деятельность естественных монополий и компаний с государственным участием. А на днях вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 12.05.2011 N 217 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", установивший перечень товаров, при закупках которых в этом году заказчики обязаны предоставлять 15-процентное ценовое преимущество продукции российских производителей.
Возможность установления особых условий для некоторых закупок и категорий поставщиков предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что логично, так как именно госзаказ является одним из рычагов управления экономикой. Согласно отечественным правилам госзакупок преференции могут предоставляться организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (при закупках отдельных видов продукции), а также субъектам малого предпринимательства (между которыми должно разыгрываться порядка 10-20% госзаказа).
Что касается российских производителей, то преимущественные условия для них предоставляются на ограниченный срок и только по отдельным видам товаров. Подобные льготы устанавливались и в прошлом году, однако сейчас список продукции изменился, став немного короче. Он включает живых животных, текстильные изделия, мех, кожу и изделия из них, обувь, продукцию синтеза, оборудование и аппаратуру для радио, телевидения и связи, фото- и киноаппаратуру, медицинскую аппаратуру, измерительные средства, часы, гаражное оборудование, автомобили и иные транспортные средства, а также некоторые другие товары. Аналогичные льготы вводятся и для отдельных видов товаров из Белоруссии, в первую очередь - автобусов, автомобилей и ряда видов сырья, в том числе полиэтилена и полипропилена.
Согласно приказу минэкономразвития при проведении конкурса поставщик отечественной продукции, находящейся в утвержденном перечне, на этапе оценки и сопоставления заявок получает дополнительное преимущество по цене в 15% по сравнению с предложением продавцов иностранных товаров. А в случае победы "иностранцев" на аукционе контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной ими в ходе торга. Последнее правило может создать определенные сложности для неопытных продавцов импортной продукции, для которых обязанность снижения цены после выигрыша аукциона еще на 15% окажется неожиданным сюрпризом.
Обратим особое внимание на то, что речь идет о преимуществе именно для поставщиков, торгующих отечественной продукцией, а не обязательно самих ее производителей. Причем такой продавец может и не быть российским юридическим или физическим лицом.
Учитывая долю рыночного спроса, приходящегося на государственные закупки, можно с уверенностью говорить об их ощутимом влиянии на экономику в целом. Это понимают во всех странах, стараясь в той или иной мере использовать механизмы госзакупок для поддержки и развития национальных производителей и поставщиков.
Как правило, особые условия для отечественного поставщика вводятся в периоды экономических кризисов или проблем в той или иной сфере производства. Нередко это делается прямо - установлением ценовых или иных преференций, как в нашем случае. Иногда действуют тоньше, используя жесткие требования по сертификации и стандартизации, создавая таможенные барьеры и прочие ограничения для иностранцев. К примеру, в США законодательно ограничены поставки для государственных нужд товаров зарубежного производства. В частности, при строительстве государственных объектов на территории страны предписано использовать материалы только американского производства. На этом фоне приказ Минэкономразвития России выглядит весьма либеральным, хотя обоснованность самого перечня российских товаров, отобранных для льготного режима закупок, вызывает вопросы.
Надо отметить, что российское законодательство ограничивает закупки иностранной продукции также и для нужд обороны и безопасности. Постановлением правительства N 56 от 07.02.2011 зарубежная продукция приобретается в таких ситуациях лишь в случаях, если ее производство в России отсутствует или отечественная продукция не соответствует требованиям заказчика.
В целом же приказ минэкономразвития вряд ли окажет заметное влияние на увеличение продаж отечественной продукции. Установленный перечень весьма скромен, да и преференции устанавливаются только при проведении конкурсов и аукционов (причем можно лишь домысливать, что приказ распространяется на электронные аукционы), но не иных закупочных процедур, таких, как запрос котировок или прямые закупки. Кроме того, в случае если торги проводятся сразу на несколько видов продукции, часть которых не попала в перечень, преимущество не предоставляется.
Как показывает мировой опыт, дискриминация зарубежного производителя сама по себе не может привести к повышению конкурентоспособности отечественного. В то же время должного эффекта можно достигнуть при использовании целого комплекса мероприятий, в число которых входит и льготное целевое кредитование на модернизацию и развитие, а также стимулирование продаж государству инновационной продукции.
Поэтому хотелось бы видеть в будущем не отдельные шаги в этом направлении одного из ведомств, а согласованные действия всех министерств, ответственных за реализацию экономической политики.