Модернизация - процесс экономический по результату и социокультурный по содержанию, поэтому он длительный.
У всех стран, которые успешно входят в процесс модернизации, растут ценности самореализации (в отличие от ценностей выживания), индивидуализм, то есть готовность действовать вопреки тому, что говорят другие. Падает так называемая дистанция власти. Повышается актуальность мнения, что очень важен долгосрочный взгляд. Мы же смотрим всего на пять-семь лет вперед, а надо бы дальше. И появляется понимание того, что результат важнее процесса.
В стране всегда в периоды модернизационных преобразований росла ценность образования, так как образование - это технологии. И сегодня оно у нас на уровне национальной ценности, потому что практически все российские семьи готовы тратить деньги на то, чтобы учить своих детей. Все мечтают, чтобы дети были образованными. На это можно и нужно опираться.
Какова должна быть кадровая политика в отношении людей, чьими руками будут проводить эту модернизацию? Сейчас инженеров в стране готовят больше, чем требуется. Но тех, которые действительно необходимы, выпускается очень мало. Нужны инженеры-разработчики - максимум несколько тысяч в год. И для них следует попробовать создать условия, включая увеличение стипендии до семи тысяч рублей в месяц. Хотя, считаю, главное не стипендия, а то, когда человек со второго-третьего курса имеет дело с реальным производством и при этом живет в хорошем общежитии, потому что ему нужно пространство, где учиться и где думать. У нас образовательные стандарты не состыковываются с профессиональными. У них даже в дипломе нет записи, что они инженеры. Есть бакалавры и магистры, а слово инженер все-таки должно присутствовать.
Очень непростой вопрос профессиональных стандартов. Будет введен процесс сертификации, когда выпускник сдает экзамен по профессиональному стандарту и получает диплом. В таком случае инженеры признают его своим, принимают в свою корпорацию. Это должно сработать.
Необходимо разрешить предприятиям с налоговыми льготами вкладывать деньги в обучение специалистов. Причем они будут заключать договоры, по которым данный специалист должен либо отработать, либо вернуть деньги, если его перекупает другая фирма. Это правильно, потому в ситуации, когда и денег бюджетных не хватает, и человек ничем не обязан, вряд ли возможно подготовить профессионально заточенные инженерные кадры. В таком направлении и пойдет кадровая работа.
Отмечу, что увеличивается количество бюджетных средств на подготовку одного специалиста в технических вузах, так как обучение здесь стоит дороже, чем на гуманитарной специальности. И этот вопрос будет решаться на федеральном уровне.