Пенсионерка не может оформить в собственность дом, в котором прожила всю жизнь

Спор пожилой жительницы Волгограда с чиновниками вокруг ее старого дома вышел на новый виток.

Суть его в том, что ни чиновные люди из присутственных мест, ни судейские работники не хотят видеть очевидное: 86-летняя Таисия Мироненко никакая не захватчица, она прожила всю свою трудную жизнь в доме, который достался ей по наследству еще от родителей.

"Российская газета" уже писала об этой грустной истории ("РГ" N 5453 (77) от 12.04.2011). Пенсионерка не может зарегистрировать право собственности на участок и дом, в котором без малого полтора века живет ее семья. Из правоустанавливающих документов у бабушки дореволюционная купчая и расписка 1916 года, удостоверение на дом 1921 года, справка сельсовета 1926 года. Были еще документы довоенных лет, но они сгорели в огне Сталинградской битвы. Однако имеются подтверждения и более позднего времени. Есть домовая книга 1956 года, существует решение райисполкома от 1965 года, которым за жителями поселка Купоросный, к числу которых относится и семья Мироненко, закреплены фактически занимаемые ими земельные участки. Этим же решением семья исключена из списка людей, самовольно захвативших земельные участки. Казалось бы, чего еще? Но ушлые бюрократы нашли лазейку: а где разрешение на выделение земли под постройку? Нет такой бумажки. Не догадались предки Таисии Леонтьевны запастись таковой полторы сотни лет назад. Поэтому нынешние чиновники посчитали дом Мироненко самостроем. А многочисленные волгоградские суды, куда ходила старушка за правдой, выносили решения неизменно в пользу администрации.

На защиту интересов пенсионерки встала прокуратура. После этого казалось бы дело сдвинулось с мертвой точки. 13 июля президиум Волгоградского областного суда отменил предыдущие решения, отправив дело на новое рассмотрение с новым составом судей.

Торжеством справедливости в полном смысле слова такое решение назвать нельзя, ведь земля за бабой Таей пока не закреплена. Как пояснил председатель Волгоградского областного суда Сергей Потапенко, "мы не могли закрепить своим решением землю за бабушкой по чисто технической причине: не определены границы земельного участка".

Получается замкнутый круг: зарегистрировать нельзя, потому что нет границ, а их нет, потому что нет регистрации.

- Вы не представляете, как нам надоело доказывать очевидное, - говорит Надежда Руденко, дочь Таисии Мироненко. - Четыре года бьемся! Порой жить из-за этого не хочется. Мама все эти хлопоты переносит очень тяжело. Все-таки ей 86 лет уже! Но последнее решение президиума областного суда нас обрадовало. На днях я собираюсь идти в межевую контору, чтобы определиться с границами участка, а дальше снова будем обращаться в суд.

Комментарий прокуратуры

Эльвира Джаналиева, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области:

- Мы очень довольны решением президиума Волгоградского областного суда, так как надзорная жалоба Таисии Мироненко удовлетворена, а доводы прокурора признаны обоснованными и правомерными. Мы считаем, что постановление райисполкома 1965 года, которым закрепляется за жителями поселка Купоросный фактическое владение земельными участками, это и есть правоустанавливающий документ. А в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если не определен вид права, на котором передается участок, то считается, что он передается в собственность. Районный суд при новом рассмотрении дела должен будет учесть эти доводы.