Москва освобождается от рекламных транспарантов-перетяжек

Историческое решение приняло вчера на своем заседании правительство Москвы. В соответствии с ним перетяжки, которыми годами были увешаны московские улицы, особенно в центре города, объявлены вне закона.

Докладывая о проекте постановления на этот счет, руководитель департамента СМИ и рекламы города Владимир Черников сказал:

- Мы предлагаем сделать это в целях сохранения внешнего облика города и обеспечения безопасного движения.

Напомню: перетяжек над проезжей частью города невозможно увидеть ни в одной другой европейской стране по единственной причине: там просто не существует таких тряпочных рекламных конструкций. В 2009 году был введен национальный стандарт на наружную рекламу и в России, также запретивший перетяжки. Объясняется это тем, что они, визуально разрезая панораму города, не только нарушают его архитектурный облик и уродуют целостность восприятия городской среды, но еще и просто не безопасны. Закрывают водителям на транспорте видимость на дороге, нередко прикрывают дорожные знаки, что в любой момент чревато аварией.

И тем не менее в столице до сих пор это был самый популярный вид рекламы. Как сообщил Владимир Черников, в настоящее время на территории города установлены и эксплуатируются 2118 транспарантов-перетяжек. Чего они только не рекламируют! Автомобили, косметику, рестораны, банки... И это неудивительно. Ведь для того, чтобы, скажем, установить современную дорогую рекламную конструкцию, например с видеоэкраном, фирме-рекламодательнице нужно потратить десятки, а то и сотни тысяч долларов, а тряпица над улицей обойдется всего в несколько тысяч.

Московские власти и раньше неоднократно обещали очистить столичные улицы от этого безобразия. Но у них то руки не доходили, то они ссылались на мировой финансовый кризис, во время которого, по их мнению, не стоило ставить крест на рекламе, так как малому бизнесу приходится и так несладко. Сейчас же правительство Сергея Собянина пришло к выводу, что настал, наконец, момент, когда решение этой проблемы больше не стоит откладывать в долгий ящик. 31 мая оно приняло решение о запрете крупногабаритной рекламы в городе. И вот сейчас - о запрете перетяжек.

- Решение непростое, - рассказал корреспонденту "РГ" Владимир Черников. - И принимали его мы не келейно. Буквально накануне заседания правительства Москвы на заседании Гильдии рекламодателей состоялся спокойный откровенный разговор о том, что город не может быть больше таким захламленным. Понятно, что ряду фирм-рекламодателей придется приспосабливаться к новым условиям, перепрофилироваться на оказание других услуг. Например, Мосгорреклама занималась и размещением перетяжек, и праздничным оформлением города, а теперь у нее остается только оформление города. Но ведь и город тоже несет потери. Например, упущенная выгода Москвы, которой придется досрочно разорвать договоры на размещение перетяжек, в будущем году составит 500 миллионов рублей. А в этом году городскому бюджету придется раскошелиться напрямую и выложить 90 миллионов рублей в виде компенсации за досрочно расторгнутые контракты. Но мы готовы пойти на это, лишь бы очистить столицу.

Впрочем, рекламодатели свои потери оценивают еще круче, заявляя, что досрочный разрыв договоров на установку в Москве перетяжек несет им потери в размере 2 миллиардов рублей. Такие значительные ножницы в прибылях - город их имеет почему-то вчетверо меньше от растяжек, по мнению экспертов объясняется тем, что реальные расценки на размещение перетяжек намного выше, чем операторы официально сообщают об этом. К тому же иногда они вообще не платят за установку, размещая их незаконно. И хотя таких случаев с перетяжками-транспарантами гораздо меньше, чем, скажем, с той же крупногабаритной рекламой: 11 было выявлено в мае и 8 - сейчас, но все-таки и они бывают. Причем незаконные перетяжки недавно снимали даже с ГУМа, где с одной тряпицы, нелегально прицепленной прямо по соседству с Красной площадью, вовсю нахваливали дорогую машину.

- Официально договоры на размещение перетяжек заканчиваются в 2012 году, но мы решили не ждать истечения этого срока и в течение месяца после опубликования постановления правительства Москвы направить всем операторам уведомления на расторжение договоров, - пояснил Владимир Черников. - После этого все перетяжки без исключения должны быть сняты. Если же фирмы, разместившие их, не сделают этого, их демонтирует своими силами город.

Признаюсь честно: даже не верится, что Москва снова может стать чистой, не перевязанной крест-накрест в самых красивых исторических местах. Но ведь крупногабаритные конструкции уже уходят. Значит, уйдут и перетяжки.

Кстати

За три последних месяца в Москве выявлены и демонтированы более 11,5 тысячи кв. м. крупноформатных рекламных конструкций, 20 транспорантов-перетяжек, свыше 150 щитов на временных ограждениях и 70 прочих рекламных конструкций. Городские власти направили в Госдуму поправки в КОАП РФ, предусматривающие ужесточение ответственности за установку незаконной рекламы. Принято решение, что по ликвидации таких объектов будет создана межведомственная комиссия в составе представителей департамента СМИ и рекламы, ГУ МВД России по Москве, Москомнаследия, Москомархитектуры, депаратамента торговли и префектур.