Обычный июльский день в норвежской столице. Перекресток двух улиц Кирке гата и Карл Йоханс гата в самом центре. Толпы туристов, сошедших ненадолго с гигантских круизных лайнеров, пришвартованных в гавани.
Солнце изредка выглядывает из-за серых туч. Туристы разочарованно оглядываются по сторонам: шедевры архитектуры отсутствуют, за кружку пива просят, как в других странах за бутылку виски. Вся надежда на музеи, которые, хоть и не Лувр, но по-своему уникальны.
Осло, как и подобает типичному скандинавскому городу, скуп на яркие краски и шумные эмоции. Он не напоказ, а чтобы было удобно местным жителям.
И вдруг провинциальную тишину разрывает барабанная дробь. Сначала на перекресток под цоканье копыт выезжают конные полицейские, знаками показывая толпе, что надо бы расступиться. За ними, на некотором расстоянии, шагают музыканты в парадной форме: на головах шляпы с конскими хвостами, темные мундиры с аксельбантами, брюки с лампасами. Завернув на пешеходную Карл Йоханс гата, которая ведет прямиком к королевскому дворцу, музыканты сменяют барабанную дробь на военный марш. Но постойте, это же "Прощание славянки"! Ушам своим не верю. И мало того, что оркестр блестяще справляется с иноземной партитурой, половина музыкантов громко выводит знакомые каждому русскому слова: "И если в поход/Страна позовет/За край наш родной/Мы все пойдем в священный бой". Чудно слышать такое в центре Осло, да еще в исполнении местных парней.
Что это? Почему? Для кого?
А это оркестр и церемониальный взвод Норвежской Королевской гвардии направляются к резиденции Его Величества Харальда V для традиционного развода караула, а заодно репетируют элементы той программы, с которой они собираются выступить в Москве на фестивале "Спасская башня".
Не знаю, какая у них получится программа, но то, что я слышал и видел, вызывает восхищение. Нет, не случайно норвежских гвардейцев считают едва ли не лучшими в формате международных военно-музыкальных фестивалей Military Tattoo. Притом, что в отличие от большинства других коллективов этот составлен исключительно из солдат и сержантов срочной службы. Иными словами, ребята меньше года назад увидели друг друга, стали вместе разучивать мелодии, готовить свои фокусы строевой подготовки и владения оружием.
В Норвегии годовая воинская повинность обязательна для всех парней без исключения. Впрочем, и девушки тоже могут тянуть эту лямку, но только по собственному желанию. У некоторых такое желание возникает, например, в той же гвардии "слабый пол" составляет восемь процентов. При этом командиры абсолютно одинаково строят и тех, и других, поскольку, раз надел форму, то ты - солдат, без всяких скидок на половую принадлежность.
С шести утра до восьми вечера новобранцы заняты боевой учебой и службой согласно своих воинских специальностей, затем два часа могут отдать личным делам. Ночевать в казарме необязательно, можно и дома, однако без четверти шесть ты обязан быть в части. Государство выделяет каждому служивому ежемесячное жалованье в размере 4,5 тысячи крон (это примерно $900), которого, учитывая местные цены, хватает только на бутерброды и мороженое.
По численности это самый большой батальон в норвежских вооруженных силах: около 1500 человек. Структурно он поделен на семь рот. Три из них несут круглосуточную охрану резиденций короля и крон-принца, одна состоит из музыкантов и включает церемониальный взвод, остальные занимаются хозяйственными вопросами, связью, медициной, транспортом, отвечают за обучение новобранцев и подготовку сержантов.
74-летний монарх раз в году является в батальон с инспекцией. Он лично осматривает каждого солдата и офицера, вникает во все детали казарменной жизни. Это день открытых дверей, любой может зайти в часть, познакомиться со всем ее хозяйством - от оружейных комнат до кухни.
От желающих служить в гвардии отбою нет, хотя нагрузки здесь, возможно, больше, чем в обычных строевых частях. Ведь наряду с обязанностями по охране резиденций короля и крон-принца, а также церемониальными функциями гвардейцы в случае необходимости обязаны выполнить рутинные боевые задачи на юге страны. То есть они умеют стрелять и устраивать засады не хуже спецназовцев.
В оркестр тоже конкурс приличный, например, в прошлый осенний призыв на шесть мест в группе саксофонистов претендовали 60 новобранцев. Было из кого выбрать самых лучших. Это одно из объяснений слаженного музыкального звучания. А другое заключается в том, что они репетируют по 12 часов в день. Как раз, когда я знакомился с жизнью гвардейцев, они разучивали вальс Д. Шостаковича. Вообще, как я понял, русская классика здесь в чести. В той программе, которую потомки викингов готовят для выступления на Красной площади, наряду с военными маршами и музыкой Верди, есть фрагмент из оперы Прокофьева "Ромео и Джульетта".
О высокой репутации этого коллектива говорит такой факт: он восемь раз(!) участвовал в самом престижном Эдинбургском музыкальном фестивале, дважды его приглашали в Австралию, четыре раза норвежцы гастролировали по США. Они играли на зимней Олимпиаде в Лиллехаммере, выступали на лыжных чемпионатах мира в Тронхейме и Осло. Организаторы самых крупных праздников мечтали бы заполучить этих ребят. И вот теперь они приедут в Москву, причем ради этого на несколько дней отложен даже желанный дембель.
Вместе с музыкантами зрителей фестиваля "Спасская башня" на Красной площади должен порадовать и взвод почетного караула, могучие парни которого так лихо обращаются с тяжелыми винтовками М1, что дух захватывает. Солдат обучает строевому шагу, разным приемам перестроения и другим церемониальным премудростям целая группа специально подготовленных офицеров. Усилиями этих своеобразных строевых хореографов и создается неповторимый спектакль.
Норвежская делегация в Москве обещает стать самой представительной: помимо музыкантов и солдат церемониального взвода - а это уже более ста человек - в нее войдут офицеры и генералы из командования сухопутными войсками, а также родители гвардейцев, для которых организаторы "Спасской башни" готовят особую программу, в частности, встречи с родителями воинов нашего Президентского полка. Командир Норвежской гвардии 46-летний подполковник Одд Андреас Себстад лично привезет своих питомцев в Москву. "Нам очень важно, чтобы парни не только показали свое умение маршировать и играть на дудочках, но и познакомились с великой русской культурой, увидели исторические памятники вашей страны", - сказал он корреспонденту "РГ", а по окончании интервью пригласил меня разделить с ним трапезу в солдатской столовой. На ланч в этот день были спагетти с мясом, салаты, соки, арбуз, дыня, фрукты. Рослые гвардейцы налегали на макароны, а фрукты равнодушно обходили стороной.
Еще через час их луженые глотки разбудили патриархальную тишину старого города. "Прощание славянки" в исполнении потомков викингов - это, я вам скажу, стоит услышать.
Генеральные партнеры фестиваля "Спасская башня" - государственные корпорации "Росвооружение" и "Рособоронэкспорт".