Впервые с начала прошлого года в июне пошли вниз цены на продукты. Тоже впервые, но уже с января этого года, выросли доходы населения.
Впрочем, полугодовые данные менее оптимистичны. Цены, правда, растут медленнее, чем в прошлом году. Но и доходы населения отстают от прошлогодних показателей на 1,4 процента, свидетельствует Росстат, рассчитавший основные показатели социально-экономического развития страны за полгода.
Эксперты полагают, что основные тенденции первых шести месяцев сохранятся до конца года.
Снижение продовольственной инфляции объясняется выходом на рынок нового урожая. С ним связаны все надежды на то, что цены замедлят своей бег, и по итогам года инфляция уложится в 6,5-7,5 процента. За полгода она набрала 5 процентов. И это на 0,6 процента больше, чем за такой же период прошлого года. Однако темпы роста устойчиво идут вниз несколько месяцев подряд. Июньский показатель оказался самым низким в этом году и составил 0,2 процента. Цены на продукты упали тоже на 0,2 процента. Больше всего, почти на 30 процентов, подешевела капуста. На 8 процентов меньше стал стоить лук. Картину портят непродовольственные товары. Цены на них и не думают падать. Самыми быстрыми темпами дорожает бензин - на 1,7 процента в июне.
Реальные доходы населения в июне выросли по сравнению с таким же периодом прошлого года на 0,7 процента. Но в марте, апреле и мае они снижались, в феврале рост был нулевым. И пока рост доходов значительно уступает инфляции.
Доходы будут расти медленными темпами и в течение следующих шести месяцев, прогнозирует заместитель директора института "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. У предприятий нет возможности для роста зарплат, объясняет он. В прошлом году они уже значительно сократили численность персонала, но теперь этот резерв исчерпан. Из-за масштабного роста импорта они вынуждены конкурировать с зарубежными производителями. Выходом для отечественной промышленности могло бы стать увеличение производительности труда, внедрение инноваций. Но это небыстрый процесс. А всплеска инвестиционной активности пока не замечено.
Между тем от роста доходов во многом зависит внутренний спрос. Вклад потребления домашних хозяйств в рост ВВП достигает почти 50 процентов. Он может прибавить к росту экономики до 2,5 процента. Оборот розничной торговли, несмотря на снижение доходов, правда, растет - в июне на 5,6 процента. Но розница растет за счет импорта, уточняет Миронов.
Инвестиции в основной капитал в июне составили 4,7 процента. И оказались намного ниже ожиданий аналитиков. Дело в том, что в мае инвестиции выросли на 7,4 процента, резко ускорившись после провала в первом квартале. В то же время именно инвестиции могли бы разогреть российскую экономику. Если бы инвестиции увеличивались годовыми темпами по 10 процентов, они бы дали прибавку росту ВВП в 2 процента, а не один, как сейчас, рассчитал Миронов. Средства у предприятий есть, утверждает он. Но компании предпочитают вкладываться в финансовые инструменты, сделки по слиянию и поглощению. Причина - в политической неопределенности, предприниматели ждут выборов. И ясности с тем, какая модель развития страны будет взята за основу. В предложениях минэкономразвития, помимо инновационного и сырьевого варианта, есть и другие сценарии. Например, ориентация на опережающее развитие нефтегазового комплекса с существенным увеличением инвестиций в эту отрасль, рассказывает Миронов. Но пока непонятно, какой именно сценарий выберут. Если ясность наступит быстро, к концу года инвестиции могут ускориться, предполагает Миронов.
Рост экономики за первые полгода составил 4,1 процента. Миронов полагает, что по итогам года он останется примерно на том же уровне или может оказаться несколько ниже.