Мелкие судоходные компании, весь флот которых состоит из одного теплохода, не могут обеспечить безопасную перевозку пассажиров на реке, считают в минтрансе. И соответственно они не должны получать лицензии на пассажирские перевозки.
Такое предложение высказал вчера глава ведомства Игорь Левитин на общественном совете минтранса, где обсуждались ситуация на внутренних водных путях и меры по повышению безопасности судоходства.
При этом введение статуса перевозчика на внутренних водных путях не позволит любому желающему просто зарегистрировать фирму и взять судно в аренду для перевозки пассажиров. Эту идею министра поддержали и представители крупного судоходного бизнеса. Сейчас, отметил один из участников этой дискуссии Роман Троценко, в России работают более тысячи таких мелких компаний. Более того, сейчас 20 процентов действующих судоходных компаний являются малыми предприятиями, не имеющими ни собственного флота, ни подготовленного экипажа, беспокоится Троценко.
Между тем фирмы, занимающиеся перевозкой пассажиров, должны эксплуатировать минимум 3-5 судов и иметь свою службу транспортной безопасности. Иначе перевозчик просто не сможет легальным способом оправдать свои затраты на ремонт, налоги и зарплату. А о соблюдении всех мер безопасности речь в таком случае и вовсе не идет. Причем капитанам, которые работают на таких судовладельцев, иной раз приходится выходить из порта, не уведомляя об этом диспетчеров. Именно так, кстати, произошло и с печально известной "Булгарей". По словам заместителя главы Росморечфлота Виктора Вовка, таким образом перевозчики экономят на расходах по навигационному обслуживанию.
Но в следующую навигацию втихаря выйти на воду не получится. Уже принято решение, по которому каждое судно с января 2012 года должно быть оборудовано навигационными системами по аналогии с самолетами. И тогда диспетчер в порту постоянно сможет видеть его движение. В противном случае перевозчик просто не получит допуск к инфраструктуре, заметил глава мин транса Игорь Левитин.
Отсеять недобросовестных перевозчиков поможет и обязательная страховая ответственность за жизнь пассажиров. Как напомнил министр, проект законопроекта об обязательном страховании жизни каждого пассажира на всех видах транспорта в ноябре прошлого года уже прошел первое чтение в Госдуме. Предлагается, чтобы жизнь каждого пассажира страховалась на два миллиона рублей. Министерство намерено обратиться в парламент с просьбой провести второе и третье слушания этого закона, сказал Игорь Левитин.
Еще одним фильтром для выхода на реку станет обязательность банковских гарантий при выходе из порта. Такая норма уже существует на море. Именно эти деньги перевозчик может использовать при оплате спасательной операции в случае крушения. При этом банк не станет давать гарантии неблагонадежным компаниям, считают эксперты. Напомним, что в случае с "Булгарией" пришлось выделять 150 миллионов рублей на операцию по подъему этого теплохода из федерального бюджета.
Также планируется создать на базе Ассоциации судоходных компаний саморегулируемую организацию бизнеса, которая будет следить за соблюдением технической безопасности на судах входящих в нее фирм. Сейчас ассоциация готовит стандарты для компаний - членов СРО, отметил ее президент Алексей Клявин.
Порты тоже не останутся в стороне от контроля над перевозчиками. Пока в их обязанности не входит проверка лицензий на перевозку. Но вполне возможно, что в будущем им придется взять на себя такую обязанность. А также следить за техническим состоянием судов. Ведь контроль за техническим состоянием судна осуществляется один раз в год. В рамках российского реестра речных судов инспекторы проверяют судно, а потом вся ответственность за содержание теплохода возлагается на капитана. Но бывает, что перед прохождением "техосмотра" владельцы судов просто-напросто снимают двигатели с других машин, "заимствуют" спасательные круги. После это снаряжение возвращается обратно. И теплоход идет в рейс без должного оснащения.