20 июля в особняке МИД России состоялось собрание членов Российского совета по международным делам (РСМД).
Чем будет заниматься Совет? Чем продиктовано его появление именно сейчас? На эти и другие вопросы, связанные с деятельностью Совета, мы попросили ответить Игоря Сергеевича Иванова, бывшего министра иностранных дел России, который избран президентом РСМД.
Российская газета: Кому принадлежит идея создания Российского совета по международным делам?
Игорь Иванов: 2 февраля 2010 года президент России Д. А. Медведев подписал Распоряжение о создании некоммерческого партнерства "Российский совет по международным делам".
В Распоряжении были определены и основные цели Совета:
Содействовать проведению в стране международных исследований;
Участвовать в совершенствовании подготовки специалистов в области внешней политики и регионоведения;
Организовывать взаимодействие российских научных организаций с иностранными экспертно-аналитическими центрами по вопросам международных отношений.
РГ: Каким образом вы собираетесь реализовывать эти амбициозные цели?
Иванов: Совет объединяет видных представителей внешнеполитического сообщества России - дипломатов, ученых, бизнесменов, государственных и общественных деятелей. Однако это - ни в коей мере не очередной элитарный клуб; к участию в его работе будут приглашаться журналисты, преподаватели, аспиранты - все те, кто интересуется вопросами внешней политики и международных отношений. Предназначение Совета - стать неким связующим звеном между государством, экспертным сообществом, бизнесом, гражданским обществом в решении внешнеполитических задач.
Не случайно учредителями РСМД выступили такие разные организации, как МИД, минобрнауки, Российская академия наук, РСПП, информационное агентство "Интерфакс".
РГ: А разве сегодня таких "связующих звеньев" нет?
Иванов: Они, конечно, есть. Однако их, во-первых, недостаточно, а, во-вторых, динамика развития событий в мире постоянно требует их обновления и совершенствования.
Возьмите события на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Мы наблюдаем совершенно новые явления, которые буквально взорвали ситуацию в этих регионах. Чтобы правильно позиционировать себя, требуется глубокий политический анализ с прогнозом различных вариантов развития событий и соответственно учетом наших стратегических интересов. У нас в МИДе прекрасные арабисты, но одних их знаний уже может и не хватить. Требуется мобилизация всего научного потенциала, постоянный мониторинг, консультации с международными экспертами, контакты с представителями различных политических, общественных, религиозных кругов государств региона и т.д. Организация такой работы станет одним из направлений деятельности нашего Совета.
РГ: Вы что, собираетесь подменять МИД?
Иванов: Ни в коем случае. Все полномочия РСМД прописаны в его Уставе. Им мы и будем строго следовать. Вообще, работа РСМД будет строиться по сетевому принципу. Все проекты Совета будут выполняться во взаимодействии с ведущими исследовательскими и образовательными центрами, в тесной координации с органами государственной власти. То есть Совет создается как инструмент, объединяющий российское внешнеполитическое сообщество, а не как бюрократическая структура, альтернативная той или иной уже существующей организации.
Если же говорить в более широком плане, то Совет как независимая общественная организация будет выстраивать с властью отношения лояльного партнерства. Мы хотим быть востребованы и приносить реальную пользу в укреплении международных позиций России.
РГ: Внешняя политика и международные отношения традиционно считаются "столичной" профессией. Предполагаете ли вы активную работу в регионах России?
Иванов: Безусловно. Сегодня внешняя политика перестала быть уделом избранных, международные проблемы так или иначе влияют на жизнь людей в любой точке нашей страны. Одна из задач Совета - вовлечь "немосковскую" общественность в обсуждение внешнеполитических вопросов, вывести это обсуждение за границы Садового кольца. Мы будем искать партнеров РСМД в российских регионах, проводить выездные мероприятия, поддерживать исследования, касающиеся специфических интересов регионов России в мировой политике. Может быть, со временем будем создавать региональные отделения РСМД.
РГ: Как вы планируете выстраивать отношения с другими общественными организациями, такими, как, например, Совет по внешней и оборонной политике?
Иванов: Решение поставленных задач возможно только в тесном партнерстве с ведущими экспертными и научными центрами страны. Это, разумеется, касается и упомянутого вами СВОП, который за 20 лет проделал очень полезную работу. Я мог бы упомянуть еще несколько общественных организаций, которые долго и успешно работают над вопросами внешней политики.
Вместе с тем совершенно очевидно, что в современном мире, когда интерес гражданского общества к происходящему в мире растет на глазах, требуется много "площадок" для организации профессиональных дискуссий, для проработки экспертных позиций, для диалога с иностранными партнерами. Работы впереди очень много - места хватит всем, было бы желание.
РГ: На кого конкретно ориентирована ваша площадка? Кто является "целевой аудиторией", как сейчас принято говорить?
Иванов: Люди, на кого мы прежде всего будем ориентироваться в нашей работе - это политики, дипломаты, бизнесмены, ученые, эксперты. Все те, кто интересуется международно-политической проблематикой, включая студентов - будущих профессионалов-международников.
РГ: То есть молодежь сможет участвовать в работе Совета?
Иванов: Взаимодействие с молодежной средой станет одним из главных направлений в деятельности РСМД.
Молодые люди получают сегодня огромные потоки информации из различных уголков мира, многие выезжают за границу учиться или просто путешествовать. Интерес к международной проблематике, а соответственно и к внешней политике, будет только расти. Причем быстро. Откуда молодежи брать ответы на происходящие в мире события? Профессиональные издания предназначены для узкого круга специалистов. Интернет забит информацией, которая порой содержит взаимоисключающие позиции. Как тут разобраться!
Поэтому планируем создать молодежную секцию Совета.
Во взаимодействии с ведущими университетами страны будем организовывать специальные курсы, мастер-классы, летние молодежные школы. На сайте РСМД откроем специальную молодежную страницу.
Цель этой работы: вовлекать во внешнеполитическое сообщество талантливую молодежь из различных профессиональных групп, включить ее в разработку международных проектов и инициатив. Рассчитываем таким образом содействовать формированию кадрового резерва специалистов в области внешней политики.
РГ: Как можно вступить в РСМД?
Иванов: В соответствии с Уставом членами Совета могут быть как физические, так и юридические лица, поддерживающие его цели. Прием будет осуществляться на основании письменного заявления. Будут членские билеты, ежегодные взносы. Конечно, мы ожидаем от своих членов активного участия в проектах и мероприятиях Совета, идей и предложений по совершенствованию его работы. Высшим органом РСМД является Общее собрание членов.