Минтранс определил точный формат электронного проездного документа для железной дороги

Железные дороги переходят на электронные билеты.

Минтранс определил точный формат электронного проездного документа для железной дороги.

При покупке электронного билета в следующем году надо будет обязательно обратить внимание на список данных, которые он содержит, чтобы не попасться на уловки тех, кто пытается продать обычный листок бумаги, отпечатанный на принтере вместо проездного документа.

Минтранс уже опубликовал на своем сайте в дополнение к соответствующему проекту приказа форму электронного билета, которая будет содержаться в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железной дороге.

Купон прилагается

Кроме традиционных имени и фамилии пассажира, номера поезда, железнодорожных станций отправления и назначения, даты и времени отъезда и прибытия, класса обслуживания в билете появятся новые данные: время заказа, признак купе (женское, мужское или смешанное), наименование агентства или перевозчика, оформивших билет. К нему также обязательно прилагаться контрольный купон с уникальным номером серии. Именно его и будет требовать проводник вагона при посадке в поезд.

Купон перевозчик или туроператор обязан направлять в электронном виде пассажиру, как и выписку из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками, подтверждающую покупку билета.

Еще в мае вице-президент РЖД Михаил Акулов подтвердил, что у железнодорожников достаточно технических возможностей для внедрения аналогичной авиационной электронной продажи билетов. Тогда же он заявлял, что возможно распространение электронного билета на все поезда дальнего следования, в том числе, не исключено, и за рубеж. У кого не будет возможности приобрести билеты через Интернет, предполагается, что они смогут сделать это и через платежные терминалы.

Компания сейчас сотрудничает с одним из операторов, у которого в каждом городе, где проживает свыше 5 тысяч человек, уже стоят такие аппараты. В отличие от Интернета оплата может производиться наличными через эти терминалы, напомнил Акулов.

Это удобно...

Что касается международных поездов, которые следуют в другие страны, то здесь необходимо договариваться о ведении такой формы с ними. При внедрении единого для России формата железнодорожного электронного билета сделать это будет проще.

С первого июня этого года уже внедрена технология продажи электронных билетов на поезда дальнего следования в сообщении Россия - Финляндия через Интернет, а также услуга электронной регистрации в поездах, курсирующих в сообщении Россия - Латвия - Россия. За прошедший период на поезда отправлением с 1 по 30 июня 2011 года в сообщении Россия - Финляндия продано 407 билетов через Интернет, что составило 4,2 процента от общей продажи проездных документов в данном сообщении. На поезд "Лев Толстой" через Интернет продано 4,7 процента от общего числа билетов, на поезда "Аллегро" - 4 процента. Кроме того, на сайте Французской железной дороги также можно заказать билет на любой российский поезд.

Напомним, что в течение двух лет на поездах дальнего следования в России постепенно внедрялась система электронной регистрации на поезд. Благодаря чему сегодня можно, купив и зарегистрировавшись на поезд через Глобальную сеть, просто подойти к вагону и предъявить только паспорт, данные которого проводник сканирует, и электронная система сверит со списком своей базы данных.

...и выгодно

Стоит отметить, что сегодня через Интернет регистрируются уже около 7,5 процента всех пассажиров железнодорожного транспорта, и каждый год это количество удваивается. Михаил Акулов констатировал, что только с начала года услугами электронной регистрации воспользовались около миллиона человек. Это равно всему объему билетов с электронной регистрацией, оформленных в течение всего 2010 года, подчеркнул он. По экспертным оценкам, в ближайшие десять-пятнадцать лет львиная доля билетов будет покупаться через Всемирную сеть. Введение электронных билетов, по утверждению РЖД, исключит расходы перевозчика на печать бумажных бланков. На это сегодня тратится от 800 до 850 миллионов рублей в год.

кстати

Мобильник вместо кошелька

Оплатить поездку по железной дороге можно теперь и через сотовый телефон.

Но пока речь идет только об экспрессах до аэропорта. Железнодорожники вместе с мобильными операторами придумали довольно удобную для абонентов схему. За считаные минуты вы можете уже в поезде купить билет с помощью своего сотового телефона. Причем без комиссии, по установленным тарифам перевозчика.

Схема оплаты довольно проста. Через телефон перечисляете деньги с сотового лицевого счета либо с банковской карты. После подтверждения оплаты получаете на свой телефон электронный билет в виде двухмерного штрих-кода (QR-кода), который отображается на экране аппарата. Для прохода через турникет достаточно на выходе приложить экран мобильного телефона к считывающему устройству. И все. Но сначала на телефоне необходимо установить специальное приложение.

Для других пригородных электричек такое новшество - вопрос длительной перспективы. В РЖД сейчас рассматривают возможность покупки билетов на пригородные поезда через Интернет путем пополнения счетов на транспортных картах. Эта система сможет заработать через пару лет. Речь пойдет о крупных городах, в частности о Московском регионе, где на многих станциях установлены турникеты для прохода пассажиров.