Новости

21.07.2011 00:01
Рубрика: Культура

Не простой лоскуток...

В Павловском Посаде делегация Постоянного Комитета Союзного государства встретилась с авторами коллекции "Наследие"

На "Павловопосадской платочной мануфактуре" прошла творческая встреча делегации Постоянного Комитета Союзного государства с коллективом художников - авторам коллекции "Наследие" были вручены дипломы номинантов на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2011 - 2012 годы.

Павловопосадская мануфактура - предприятие уникальное. Нигде в мире больше не производят платки с набивным рисунком. Павловопосадский платок вот уже два века в моде, и иностранцы с удовольствием покупают шали по пять тысяч рублей. Перед нашим приездом в Посад в фабричном платочном магазине отоварился целый автобус с японцами. Покупают туристы, как правило, изделия с набивными "мажорными" розами. Словом, павловопосадский платок - отличный сувенир и весит совсем немного: самая большая шаль тянет всего на 300 грамм. Каждый платок имеет ярлычок с фамилией художника, придумавшего рисунок, и является произведением искусства.

Нам рассказали, что недавно авторскую павловопосадскую розу кто-то из "фабричных" обнаружил на турецком платке, но вместо того, чтобы подать в суд, добродушные мануфактурщики испытали большую гордость.

...В приемной нас дожидаются заместитель директора фабрики Вячеслав Долгов и главный художник предприятия Виктор Зубрицкий. После трехчасовой дороги по пробкам так кстати пришелся чай, которым нас угощают в "комнате творчества", - здесь раз в неделю собираются со своими эскизами художники. На стене висит платок с житием святого Праведного Василия Павловопосадского - в жизни Василия Грязного, основателя мануфактуры. В 1999 году Василий Иванович Грязнов был канонизирован Русской православной церковью.

Попив чаю, идем в фабричный музей - здесь хранятся красивые старинные шали и шали с розами на белом фоне - победители международной выставки в Париже в 1937 году. Наград у павловопосадских платков множество, есть и Государственная премия России. А вот премии Союзного государства пока еще нет.

Главный художник фабрики показывает "цветок" (ударение на первый слог) и "манер", то есть шаблоны рисунка, которые вручную наносились на шерсть. Процесс печати был в те времена долгим и трудоемким. Это теперь рисунки штампуются автоматически на конвейерной ленте в огромном цеху. Сколько колоритов - столько и красок наносят на шаблоны мастера. Максимально используемая палитра - 20 цветов. Машина, которая наносит столько цветов, сделана для павловопосадской мануфактуры специально в Италии. Ее показал заместителю Госсекретаря Союзного государства Ивану Бамбизе лично замдиректора фабрики Вячеслав Долгов.

Из печатного цеха идем в цех, где плетут бахрому. Среди "бахромщиц вручную по обвязке платков" (официальное название профессии) - Зинаида Козликина, которая работает на предприятии 56 лет. "Сколько Великой Победе лет, столько и у меня стажа", - поясняет Козликина.

Между изготовлением шаблонов и вязанием бахромы платок проходит процесс отпаривания, усушки, растяжки, глажки. Особенно глажка восхитила Ивана Бамбизу - ни одной "заломины", как ни искал он на платке, не обнаружил.

- Я деревенский житель, - сказал Иван Бамбиза на пресс-конференции, - и одной из семейных реликвий у нас был павловопосадский платок, который передавался от бабушки к внучке. Платок был символом крепких семейных отношений. Я возглавлял предприятие химической промышленности и знаю, какой это тяжелый труд, поэтому павловопосадские платки - достойные номинанты на премию Союзного государства...

На 20-м юбилейном "Славянском базаре в Витебске", где 10 июля прошла презентация номинантов на премию, аккредитованным журналистам очень приглянулась коллекция павловопосадских платков. "Откройте в Витебске платочную палатку", - попросили они.

"Может, в только что открывшемся магазине издательства -"Белорусская энциклопедия" в Минске стоит сделать прилавок с павловопосадскими платками?" - предложил Иван Бамбиза. Затем заместитель Госсекретаря Союзного государства вручил дипломы номинантов авторам коллекции " Наследие". А завершилась эта поездка, конечно же, в платочном магазине. В эйфории накупила платков, которые в принципе не ношу. Но теперь регулярно их достаю и гляжу на них, как на картины. Думаю заказать рамы...

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru

Культура Литература Культура Арт