Вчера стало известно, что возбуждено уголовное дело по статье халатность против тех прокурорских работников, которые не зарегистрировали заявление матери девочки, пострадавшей от педофила.
А еще принято решение о возбуждении уголовного дела и в отношении следователя Следственного комитета, который по телефону дал указание сотрудникам полиции отпустить подозреваемого в педофилии.
Как сообщил корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин, эти решения приняты для того, чтобы объективно разобраться в ситуации, выяснить роль каждого должностного лица, установить, были ли ими действительно нарушены процессуальные нормы.
- Но я должен отметить, - заявил Маркин, - что у следователя не было материалов, по которым он мог бы принять решение о задержании подозреваемого в педофилии. Наш сотрудник не располагал данными как о личности потерпевшей, так и задержанного. Мы получили их уже после того, как сами возбудили дело и после обращения матери пострадавшей в Следственный комитет.
Пока следствие располагает такой информацией - мать пострадавшего ребенка сначала обращалась в городскую, а затем и в областную прокуратуру с заявлением о преступлении. Но там не было зарегистрировано ее заявление. И лишь после того, как женщина дошла до Следственного комитета, дело было возбуждено. Вчера следователи СКР вместе с мамой девочки пошли в прокуратуру.
Там женщина должна была опознать тех, кто не хотел у нее брать заявление, но ни следователей, ни мать девочки в местную прокуратуру на порог не пустили.
Сейчас следствие смогло точно по часам и минутам восстановить всю картину того, что случилось в Благовещенске. Итак, 19 июля примерно в 6 часов вечера ребенок пришел домой грязный и напуганный, с видимыми травмами в области головы и шеи. Родные тут же отвезли девочку в травмопункт. Там врачи сказали, что повреждения серьезные, и необходимо обследование в детской областной больнице. Врач сам позвонил в дежурную часть милиции. А родители повезли ребенка в облбольницу.
Сообщение из травмопункта пришло в отделение полиции в 20.15., его зарегистрировали, и в больницу выехал инспектор Ларионова.
Примерно в 10 вечера этот инспектор в клинике получила объяснение пострадавшей девочки. Она говорила, что ее избил мальчик. Инспектор сказала матери, что утром ей надо написать заявление о факте нанесения телесных повреждений. Когда инспектор уехала, врачи, которые еще не закончили обследование, обнаружили, что девочку не только били, но и надругались. Утром 20 июля в 10.50 в дежурной части было зарегистрировано сообщение о преступлении - заявление матери о причинении неизвестным мальчиком телесных повреждений.
Девочку еще раз расспросили, но она продолжала говорить о мальчике. Начальник дежурной смены дал матери направление на судебно-медицинское обследование. В обед родные получили на руки от врачей выписку. Сомнений не было - ребенка не только избили. Лишь вечером того дня девочка призналась, что ее и подругу увел на берег реки дядя из соседнего дома. И он ее бил, а подробности не помнит, так как теряла сознание.
Мать кинулась в полицию. Часы показывали 9 вечера. Там приняли и зарегистрировали ее заявление. В нем женщина не назвала фамилию педофила, но все рассказала начальнику дежурной смены и показала заключение медиков.
Начальник сделал с медсправки копию, вызвал инспектора Родионову. Обе матери ей рассказали, кто увел их детей и назвали фамилию. За этим человеком, уже судимым Алексеем Жицким поехал экипаж ППС и привез гражданина в дежурную часть примерно в десять вечера. Он от преступления открещивался.
Точно известно, что в 23.51, по распоряжению начальника дежурной смены в отделе внутренних дел, помощник дежурного позвонил старшему следователю СК РФ по Амурской области Кукаеву. Следователь, узнав, что в материале нет судебно-медицинского обследования, сказал, что выводы делать рано, сам на место происшествия не поехал. В полиции, получив отказ следователя, не стали звонить ни руководству следователя, ни дежурному по следственному управлению, ни своему руководству. Так задержанный оказался на свободе.
На следующий день утром начальник отделения полиции, получив материалы о преступлениях за сутки и устный рассказ про педофила и его возможном преступлении, не зарегистрировал рапорт, как требует закон. По закону требуется организовать незамедлительное направление материала следствию. Этого тоже не было. Один полицейский начальник передал материал на дальнейшее рассмотрение еще одному начальнику, который отписал его инспектору по делам несовершеннолетних.
Инспекторша, получив заключение медиков в тот же день отправила материал своему руководству "для решения вопроса о направления по подследственности в СУ СК РФ по Амурской области". Потом материал еще попутешествовал по милицейским начальникам и лишь вечером попал в СКР. А пока бумаги циркулировали по кабинетам, жители, видя полное бездействие правоохранителей, чуть было не устроили самосуд над предполагаемым насильником.
Александр Ярошенко, Амурская область:
-Вся эта страшная история разыгрывалась буквально на глазах у всего города. И ее подробности быстро становятся известными каждому.
По рассказам родителей девочек, семилетняя Неля и шестилетняя Ева играли во дворе своей пятиэтажки. К ним подошел сосед дядя Леша и предложил прогуляться на берег Зеи.
Алексей Жицкий был осужден на тринадцать лет лишения свободы за убийство женщины и грабеж, а через восемь лет был досрочно освобожден за хорошее поведение.Мужчина завел детей в прибрежные кусты, где и стал избивать семилетнею Нелю и совершать с ней действия сексуального характера. При этом на шею несчастной девочки нелюдь накинул веревку и стал ее душить.
- Моя дочка стала плакать и просить ее не трогать Нелю, тогда он заставил ее отвернуться и пригрозил что убьет, - рассказывает мама шестилетней Евы.
Девочки чудом вырвались из рук маньяка и убежали домой.
Детей повезли в больницу. Врачи дали заключение, что у Нели есть характерные повреждения. Полицейские задержали подозреваемого и часа через три отпустили его на свободу.
- Не было уверенности в его причастности. Он заранее придумал себе алиби, -- говорит зам начальника амурской полиции Николай Афанасьев.
Двое суток Ирина Викторовна, мама пострадавшей девочки, ходила по замкнутому кругу: полиция, городская прокуратура.
- Это было как издевательство, как пенальти. Все говорили о полномочиях и законе. В городской прокуратуре нас приняла женщина-прокурор и сказала, что они никого не арестовывают. Дескать, пишите заявление, мы в течение десяти дней рассмотрим. Я с избитым ребенком не знала, в какие двери стучаться, пошла в областную прокуратуру. Там женщина-прокурор только посмотрела на моего ребенка и сразу нас отправила в Следственный комитет, - не скрывает слез мама пострадавшей Нели.
Жицкого поместили в СИЗО. Против него возбудили уголовное дело по 4 части 132 статьи УК РФ "Насильственные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 летнего возраста". Он уже дает признательные показания.
Началась постыдная "драчка" между ветвями правоохранительной системы двухсоттысячного Благовещенска.
СК по Амурской области возбудил против полицейских, отпустивших педофила на свободу, уголовное дело по статье "Халатность". На следующий день дело переквалифицировали по более грозной статье "Злоупотребление должностными полномочиями". Начальника отделения полиции Николая Лапердина и старшего оперуполномоченного этого отделения Валентина Овечкина решили задержать под стражу. Сутки полицейские, отпустившие на свободу педофила, просидели в камере ИВС, потом по распоряжению городского прокурора они были выпущены из-под стражи. Городской суд поддержал голос "государева ока", не найдя оснований для ареста полицейских.
- Они не имели права принимать решение о задержки подозреваемого в изнасиловании ребенка, по сегодняшнему законодательству это полномочия Следственного комитета. Следователь которого отказался войти в состав следственно-оперативной группы, - говорит исполняющий обязанности прокурора Амурской области Александр Щербинин.
- Полиция не смогла убедить следователя в том, что злодея нужно было задержать. Звонок носил консультативный характер, - на полном серьезе сказал на пресс-конференции для журналистов руководитель СК по Амурской области Андрей Голомбиевский.
Однако "неубеждаемого" следователя Юрия Кукаева руководитель амурского СК уволил с нелицеприятной формулировкой "Нарушение присяги следователя", против него возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ "Халатность".
Рубанули шашкой и в амурской полиции: уволили старшего смены равнодушного отделения, его начальнику "вкатили" "неполное соответствие занимаемой должности".
Местных журналистов силовики просто рвут на части - пресс-конференции следуют одна за другой с часовым интервалом. Сегодня все говорят о своих полномочиях. Одно ведомство обвиняет другое. Полномочия одних заканчиваются там, где еще не успели начаться полномочия других.
В этот зазор непрофессионализма и бездушия попала маленькая Неля и ее мама. Их беда вышла за рамки семейной, она показала, насколько мы незащищены.