Окончательная отмена таможенных формальностей на внутренних границах Таможенного союза создала России, Белоруссии и Казахстану все условия для перехода к Единому экономическому пространству (ЕЭП), обеспечивающему свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы по территории наших государств. О преимуществах этих форм интеграции для трех стран "РБГ" рассказывает ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев.
- Сергей Юрьевич, ликвидация таможенного контроля благотворно повлияет на увеличение объемов торговли между нашими странами, "обмен" инвестициями между ними?
- Эффект реализуемых положений договорно-правовой базы Таможенного союза и фактического функционирования единого рынка товаров уже можно посчитать. Создание ТС способствовало росту внешней и взаимной торговли, объем которой вырос на треть по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, так же как объем поступлений по импортным пошлинам. С ноября прошлого года восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота участников ТС. После устранения таможенного оформления товаров Таможенного союза, перемещаемых через общие границы, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий.
К 2015 году, согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, наши страны в результате интеграции получат прирост ВВП примерно в 15% и достаточно весомый всплеск экономической активности. Этот эффект достигается благодаря созданию общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границы.
- Каков экономический эффект от мер по формированию общего таможенно-экономического пространства в регионе ТС? Насколько они способствуют межотраслевой, межрегиональной экономической интеграции?
- Экономика ЕврАзЭС формировалась как единый народно-хозяйственный комплекс в рамках одного государства. Если европейские государства веками конкурировали и воевали друг с другом, то экономики государств ЕврАзЭС в течение последних двух столетий дополняли и поддерживали друг друга, а в советский период развивались как единое целое.
Поэтому в отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении ЕЭП, хотя и на принципиально новых принципах рыночной экономики. Соответственно, и скорость этого процесса может быть намного выше, так как преодолеваемые препятствия носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Главными из них являются интересы части национальной бюрократии, лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции. Поэтому достаточно было политической воли глав государств, чтобы процесс интеграции был сдвинут с мертвой точки и пущен с резким ускорением.
После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве - важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. Создание ТС означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик.
Формирование единой таможенной территории создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Из чего складывается интеграционный эффект? Снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в транспортных очередях при пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает границу.
Для граждан Таможенный союз существенно облегчит трансграничные связи. Людям не придется заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе.
Создание Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Не к этой ли цели мы шли многие годы - созданию крупного общего рынка с едиными правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество? Пошаговое расширение этого рынка делает нашу экономику более устойчивой, способной к самосохранению в условиях глобального кризиса.
С формированием Единого экономического пространства должна решиться задача гармонизации и унификации национальных налоговых систем для обеспечения их совместимости, простоты администрирования, снижения транзакционных издержек налогоплательщиков, выравнивания условий конкуренции между предприятиями-резидентами стран - членов Таможенного союза и ЕЭП. Национальные системы взимания прямых налогов не должны создавать чрезмерно различающуюся по величине налоговую нагрузку на предприятия (включая взносы на социальную защиту), так как сильная дифференциация налоговой нагрузки внутри ЕЭП означает неравенство условий конкуренции.
- Какие элементы согласования интересов ныне используются в Таможенном союзе и могут быть востребованы в перспективе при формировании ЕЭП?
- 1 января 2012 года будет введен базовый пакет по ЕЭП из 17 соглашений. Далее работа будет продолжена, и к 1 января 2016 года планируется подписать 55 документов, в том числе 13 базовых соглашений, направленных на обеспечение полноформатного функционирования Единого экономического пространства.
Работая над формированием договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, мы досконально изучили опыт ЕС и взяли его на вооружение. Ведь ЕС - это сегодня единственный полноценный экономический союз и к тому же наш крупнейший внешнеторговый партнер и ближайший сосед.
Вместе с тем, как показывает весь опыт наших реформ, нельзя слепо копировать чужие институты. Изменения нужно проводить взвешенно и осторожно. Новые институты необходимо заботливо выращивать, постепенно прививая на национальной почве и с учетом мирового опыта отбирая хорошо зарекомендовавшие себя механизмы экономического регулирования только в том случае, если они органично вписываются в нашу политико-экономическую среду.
И далеко не все европейские интеграционные институты следует пытаться копировать. К примеру, сами европейцы весьма критично воспринимают работу брюссельской бюрократии. Тысячи международных чиновников заваливают европейские государства своими директивами, часто не считаясь с их национальными интересами. При этом они не несут реальной ответственности за их последствия, часто принимая решения формально, без учета разнообразия входящих в ЕС стран.
Сложившаяся в ТС система институтов и процедур принятия решений органично вытекает из политико-государственного устройства наших государств и на данном этапе представляется оптимальной. Это не означает, естественно, что она не будет меняться по мере продвижения ЕврАзЭС к более глубоким формам интеграции, рубежи которых определены политической волей руководителей государств - членов Таможенного союза.