Ученые Уральской государственной юридической академии разработали независимую методику антикоррупционной экспертизы документов, которые выходят из-под пера государственных и муниципальных органов власти.
Это объемное научное исследование. На его страницах подробно излагается, по каким признакам можно судить о том, что нормативно-правовой акт является коррупционным и как эти "недочеты" возможно устранить.
- Методика такой экспертизы позволяет всесторонне оценить коррупционные риски по формальным критериям, - рассказывает один из ее разработчиков, заведующий кафедрой административного права УрГЮА Сергей Хазанов. -
Так, документ считается коррупционным, если в нем отсутствует или не полностью прописан процесс взаимодействия госслужащих с гражданами. Например, неясно, кому и каким образом люди должны подавать заявление, чтобы получить ту или иную государственную услугу, в течение какого времени их обращения должны рассмотреть, в какой форме дать ответ. Это может привести к тому, что для одних административные процедуры будут упрощаться, а для других - напротив, усложняться.
Эксперт приводит в пример реальный проект постановления, утверждающий правила ввода в эксплуатацию автомобильных дорог. Авторы методики обнаружили, например, что в нем отсутствовала информация о том, в каком порядке уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство трассы, должен принимать документы о вводе объекта в эксплуатацию. Кроме того, в нем не было указано, в какие сроки следует готовить заключения о приемке работ и кто их должен подписывать.
Вместе с тем аналитики выявили, что в тексте документа используются неопределенные правовые понятия: "в отдельных случаях" и "при наличии существенных замечаний". Опасность таких формулировок в том, что госслужащие могут трактовать их по своему усмотрению. Разработчики методики замечают, что ведомства чаще всего грешат тем, что нечетко прописывают полномочия должностных лиц.
По мнению уральских ученых, подозрительными являются и нормативно-правовые акты, которые выдвигают завышенные требования к людям и организациям: вынуждают граждан собрать массу справок или пройти согласования во множестве инстанций. Это может напрямую привести к тому, что человек будет стремиться любыми способами ускорить процесс: обратится к посреднику либо постарается материально заинтересовать чиновника.
- Основная причина нарушений - недостаточный уровень квалификации разработчиков правовых актов, - объясняет причину погрешностей в документах Хазанов.-- Коррупциогенные факторы чаще всего возникают из-за некачественных формулировок, юридически-технических дефектов. Хотя не исключено, что в некоторых случаях разработчики документов намеренно оставляют "пробелы".
Пока в России антикоррупционный анализ проводят сами разработчики документов, что вызывает сомнение в его непредвзятости. При этом органы прокуратуры и юстиции не в силах охватить все правовые акты. А независимые эксперты хоть и осуществляют анализ по собственной инициативе и за свой счет, но в их поле зрения также попадает незначительный объем документов.
Как считает Сергей Хазанов, антикоррупционная экспертиза должна использоваться в тех сферах, где чиновники могут воспользоваться пробелами в законодательстве в корыстных целях.