До 2017 года правительство полностью расстанется со своей долей в 14 крупнейших госкомпаниях. Такие предложения содержатся в докладе о расширении программы приватизации, который первый вице-премьер Игорь Шувалов направил президенту. Эту информацию "РГ" подтвердил представитель секретариата первого вице-премьера.
Предполагается, что государство полностью выйдет из капитала ВТБ, Интер РАО, "Совкомфлота", "Шереметьево", "Аэрофлота", АЛРОСы, объединенного "Ростелекома", Россельхозбанка, "Росагролизинга", Государственной транспортной лизинговой компании. Также будут проданы пакеты "Роснефти", "РусГидро", "Зарубежнефти", Объединенной зерновой компании. Но в них у государства сохранится "золотая акция".
Задачу расшить план приватизации на Санкт-Петербургском экономическом форуме поставил президент.
Пока не вполне понятно, какие именно активы будут выставлены на продажу в первую очередь. По ранее озвученным планам в 2012 году предполагалось продать 10 процентов акций ВТБ и 100 процентов акций Объединенной зерновой компании. Но планы могут корректироваться в зависимости от ситуации на рынке, рекомендаций инвестиционных консультантов. Это будет влиять и на доходы от приватизации, замечает замгендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. В бюджетных проектировках на трехлетку предполагается, что ежегодные доходы от продажи госсобственности составят примерно 300 миллиардов рублей. Но глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина недавно говорила, что каждый год приватизация может приносить в казну по триллиону рублей.
Предложения по приватизации достаточно радикальные, одобряет Симачев. Но речь не должна идти о спешке, очень важно правильно распределить усилия во времени, поясняет он. Если начать приватизацию слишком резко, есть опасность, что на все не хватит административного ресурса. Лучше идти постепенно, шаг за шагом, считает собеседник "РГ", "наблюдая, что будет при этом происходить на рынках".
Следует начинать с компаний, которые уже работают в конкурентной среде, где есть внятное регулирование рынков, объясняет Симачев. Если рынок плохо отрегулирован, то у государства остаются те же задачи, что и прежде, и, даже не участвуя в капитале компаний, оно будет вынуждено оказывать на них давление, предупреждает он. Среди отраслей, где можно начинать приватизацию в первую очередь, Симачев называет банковский сектор, авиакомпании, аэропортовую деятельность. К инфраструктурным компаниям можно приступить во вторую очередь и параллельно совершенствовать регулирование, антимонопольное законодательство, уточнить объем их обязательств, полагает эксперт "РГ". Важно, чтобы с планами приватизации были совмещены долгосрочные стратегии развития отраслей. Приватизация может радикально изменить ситуацию на рынке, добавляет Симачев.
Механизм "золотой акции" позволяет государству вводить своего представителя в совет директоров, накладывать вето на решения по крупным сделкам, изменениям уставного капитала, реорганизации общества и внесению изменений в устав. Это достаточно жесткий механизм, но он не отпугнет потенциальных инвесторов, надеется Симачев. Присутствие государства в компании, напротив, воспринимается некоторыми инвесторами как фактор снижения риска, объясняет Симачев. Набиуллина раньше поясняла, что "золотая акция" будет сохраняться в ряде компаний временно.