Новости

26.07.2011 00:09
Рубрика: Культура

О чем Рерихи пытались предупредить Россию

Она автор 30 монографий и более 400 статей. График ее работы до предела расписан. Даже время для нашей встречи Людмила Шапошникова выкроила с трудом: "Извините, работаю над книгой.

Пора сдавать в издательство. Боюсь не успеть...". Очередная ее работа "Земное творчество космической эволюции".

Как и предыдущие, она посвящена творчеству Рерихов, их наследию. О ней говорят, что ее жизнь в Рерихах. Она создала первый в стране общественный музей имени Н.К. Рериха, собирает и борется за их наследие, развенчивает всякие небылицы о жизни и творчестве этой необыкновенной семьи, разъясняет философскую систему Рерихов... А учась в аспирантуре, Людмила Васильевна исследовала рабочее движение Индии..

Ничто не может остановить течение человеческой мысли, а ее магистральное направление идет по направлению к созданию нового мышления, нового сознания и новых ценностей

Корреспондент: Людмила Васильевна, часто утверждают, что судьбу человека определяет случай. Так ли это?

Людмила Шапошникова: Думаю, что человек сам определяет свою судьбу. По крайней мере, так было со мной. В школе, к примеру, я не имела четкого представления, чему себя посвятить... 45-й год. Подала документы на исторический факультет МГУ. Поступила. В школе представляла историю как огромный предмет, который можно изучать с начала и до конца. А тут выясняется, что история есть разная. И страны разные изучаются. Растерялась, но выбрала почему-то кафедру Востока. Когда пришла туда, меня спросили: какую страну буду изучать? Задумалась... и назвала Индию. Потом схватилась за голову: "Что я наделала? Что о ней знаю? Ничего.". И ,тем не менее, с того момента и до сегодняшнего дня ни разу не разочаровалась и не пожалела о том, что я занялась Индией... Так что, полагаю, правильнее говорить не о случае, а о внутренней воле человека, свободной воле. Он может выбирать сознательно, может бессознательно. У меня Индия выпала бессознательно, а оказалось, в самую точку.

Корр.: Значит, главное в жизни не мешать себе?

Шапошникова: Думаю так, случай ни при чем. Надо слушать себя и стараться сделать правильный выбор...

Корр.: Тогда как объяснить, что вы целиком посвятили жизнь творчеству Рерихов? Ведь насколько известно, кандидатскую диссертацию вы писали о рабочем движении Индии.

Шапошникова: О-о-о... вспомнили. Это было начало 50-х годов прошлого столетия. Тогда все были накачаны идеей классовой борьбы. Но, к счастью, в Индии у меня оказалось много друзей. Они помогли открыть мне глаза на свою культуру. Вот с этого, пожалуй, у меня все и началось. Я осознала, что познать страну, не познав культуры, невозможно. Начала этим серьезно заниматься. В общей сложности я провела 10 лет в Индии. А когда стала изучать проблему генезиса индийского народа, то обратилась к работам Николая Константиновича Рериха. В них он, в частности, высказывает мнение, откуда славяне пошли и какая связь у них была с Индией, какой общий источник культуры у славян и индийцев. Мне эта мысль очень понравилась. Видно, где-то она во мне хранилась, и я ее приняла. Вот так и вступила на стезю Рерихов.

Корр.: Рассказывают, что в дом к Святославу Рериху вы ворвались среди ночи. Что была за причина?

Шапошникова: Это несколько преувеличено. В одно время я преподавала в университете Мадраса, что находится в 400 милях от Бангалора, где жил Святослав Николаевич. Русские туристы, командировочные, ездили к нему и потом рассказывали: ах, какой он интересный человек, ах, какой прекрасный художник... Сама же поехать не осмеливалась, думала, ну "что я скажу Святославу Николаевичу? "Здравствуйте, я ваша тетя? У вас есть время для такой бездельницы, как я, поговорить о том, что она вообще не знает и не представляет..."

Но вот в 1967 году была учреждена международная премия Джавахарлала Неру. И к моему огромному удивлению, я оказалась среди первых ее лауреатов. На следующий год премьер-министр Индира Ганди по этому случаю пригласила нас в гости. Путешествовали по стране. Доехали до моего любимого Мадраса. И вдруг меня как будто взяли за шиворот и сказали: "Поезжай в Бангалор к Святославу Николаевичу". И мы вместе с Семеном Ивановичем Тюляевым, который представлялся приятелем Святослава Николаевича, поехали. Добрались в Бангалор поздно, глубокая ночь. Попросила слуг разбудить большого господина. Они разбудили. На пороге появляется Святослав Николаевич. Сердито смотрит на Тюляева и возмущенно говорит: "Что это за безобразие?.. Как можно..." Думаю, надо его спасать. И лучше ничего не нашла, шагнула вперед и сказала: "Здравствуйте, Святослав Николаевич! Я Шапошникова". Он на меня посмотрел и сказал: "А я вас давно жду, пойдемте поговорим". Мы с ним проговорили почти всю ночь. Больше рассказывал он. О Блаватской, которую тогда я пыталась понять. О философской системе "Живой Этике". О своих родителях... С этого момента началось уже мое глубинное погружение в наследие Рерихов. Их философия, творчество, необыкновенный талант меня поглотили полностью.

Корр.: О "Живой Этике" много спорят, часто ее ругают. В чем ее новизна?

Шапошникова: В хуле ничего необычного нет: извечная борьба старого и нового. Причем новое - интересное и непонятное. Энергетическое мировоззрение - это то новое мышление, о котором говорит сейчас вся планета, и которое каждый понимает по-своему. В "Живой Этике", с моей точки зрения, дается наиболее правильный подход к пониманию этого термина "энергетическое мировоззрение". В чем оно состоит? Первое положение этого энергетического мировоззрения состоит в том, что все мироздание есть грандиозная энергетическая система, состоящая из отдельных структур. И в этой системе человек есть одна из этих энергетических структур. Все структуры между собой находятся в контакте и связаны друг с другом. Задача эволюции практически состоит в том, чтобы, поднимая уровень сознания, начинать понимать, с чем и с кем мы связаны, и что делать с этими связями, с этими взаимодействиями. Единая энергетическая система, какой является мироздание, она одушевлена или одухотворена. Ибо главным связующим элементом, главным вариантом единства этой энергетической системы является дух. По сути "Живая Этика" есть теория будущего энергетического вида человечества...

Корр.: Столько много людей рассказывают о разных космических чудесах. Имеют ли они какое-то отношение к философской системе Рерихов?

Шапошникова: Сейчас, действительно, много подделок под "Живую Этику". То там из Шамбалы принимают какую-то информацию, то еще что-то. И есть целая серия книг, где утверждается, что вот-вот произойдет чудо космическое, произойдет преображение и мы все превратимся в новую расу человеческую. Не произойдет преображения. Такие вещи достигаются огромным трудом. Кому и доступно такое преображение, то это - святые, это - подвижники, это - люди высоких духовных качеств.

Корр.: Связано ли как-то с космическим мышлением появление все большего количества одаренных детей? Или этого, как предлагают некоторые, надо бояться?

Шапошникова: Чего бояться? Это наше будущее. Мы удивляемся и не понимаем: трехлетний ребенок вдруг начинает играть фуги Баха, другой в четыре года делает в уме немыслимые математические расчеты, третий видит, как функционирует человеческий организм, четвертый пишет в 5 лет стихи, которые не может написать у нас даже большой поэт... Пока это исключения из правил. Но это новые люди, которые несут другую, тонкую энергетику, которая уже для них была уготовлена. Мы просто обязаны их охранять. Но у нас не всегда это получается, поэтому первые ростки такой деликатной, такой тонкой сферы во многих случаях гибнут от нашего же с ними обращения. Это дети - подтверждение того, что процесс космической эволюции идет, он всеобъемлющ. Они уже представители четвертого вида сознания и мышления - космического. Мифологическое, религиозное, научное мышление уходит в прошлое.

Корр.: Людмила Васильевна, мы говорим о космосе, о его одушевлении, о духотворчестве... Казалось бы, церковь должна быть, ну если не подвижником идей Рерихов, то, по крайней мере, молчаливым соратником. На деле же представители РПЦ причислили "Живую Этику" к идеологии секты. В чем причина?

Шапошникова: Есть учение Христа и есть церковь земная, со всеми страстями священников. И именно церковь, если вы проследите историю, извратила ряд положений Великого Учителя. А часть просто-напросто выбросила. Поэтому когда мы говорим о церкви, мы должны себе четко представлять, что это не есть нечто всеобъемлющее, которое включает в себя учение Христа, духовную Культуру и церковь. Хотя на раннем этапе, справедливости ради, весь этот комплекс олицетворяла церковь. Но со временем в средние века, когда она стала включаться активно в гражданскую и светскую жизнь, началось расхождение культуры и церкви. Почему? Потому что тогда же возникла идея: если церковь может иметь власть здесь, на Земле, то почему бы церкви тут не иметь и Бога. И этот Бог появился, им стал Римский Папа. Им освящались и крестовые походы, и инквизиция, и борьба с инакомыслием...

Новое в церкви всегда вызывало яростную реакцию отрицания и нападок. И до сегодняшнего дня продолжается. В 1994 (!?) году, Русская православная церковь всех, разделяющих идеи "Живой Этики", приравняла к секте. И заключает: "Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви". Вы это можете представить?! Международный Центр Рерихов пишет Патриарху Алексию її письмо, дескать, произошло какое-то недоразумение. 29 мая 1995 года получаем ответ. В нем говорится: "Мы подчеркиваем, что Православию чужды представления о мироздании как о некоей энергетической системе и неизвестны законы космической эволюции ". "Чуждо" и "Неизвестно"... Хотя она не научная организация, по существу она не имеет к этим вопросам никакого отношения. Ну чем не Средневековье?

Хочу обратить внимание еще на одну особенность. "Живая Этика" является не религией, а философским Учением, которое себя реализует не через религию и веру, а через науку. Никто и ничто не могут остановить течение человеческой мысли, а ее магистральное направление идет по направлению к созданию нового мышления, нового сознания и новых ценностей, которые нами должны быть приняты и реализованы на пути космической эволюции человечества.

Корр.: В 26-м году, идя по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи заехали в Москву. Они хотели просто побывать в столице новой России или о чем-то предупредить новую власть?

Шапошникова: В Москву Рерихи привезли несколько даров. Первый -семь картин из серии "Майтрея" о приходе будущего Будды. Эту серию, многие, очевидно, знают. Она хранится благодаря Максиму Горькому в Нижегородской галерее. Второй - это ларец с гималайской землей. Третий - это книга, которая называлась "Община"... Мы можем считать, что и письмо Учителей-Махатм советскому народу тоже было даром. Эти дары имели большой философский смысл. Их нужно рассматривать эволюционно.

Что касается книги "Община", то эта книга была, действительно, предупреждением. 1926-й год - переломный год. Сталин рвется к власти. НЭП стал подрезаться. И уже задумывались коллективизация и индустриализация. Это была тоненькая граница, на которой могло произойти превращение России в тоталитарное или в демократическое государство. Все зависело от свободной воли тех, кто правил в этой стране и кто жил в этой стране. В "Общине" рассказывается, что община, то есть коммуна, должна возникнуть на духовно-культурной основе. Но, к сожалению, наш коммунизм начал возникать на экономической основе, что его и погубило. В этой книге также сказано, что община не может быть насильственной, а она стала насильственной. Что община должна предоставить духовную свободу индивидууму. Но какая это "свобода", вы знаете.

Интересно в этой книге решен и вопрос собственности. Собственник - это не тот, который владеет чем-то, собственник - это тот, для которого собственность - главная цель в жизни. Я могу иметь дом, землю, капитал... но не быть собственником. Я духовно по-другому к этой собственности отношусь, в любой момент могу этой собственностью помочь другому, расстаться с ней. А тот, кто собственник даже без собственности и есть зло. Однако в сознании людей не было трансформировано рериховское чувство собственности. В итоге, община в России, которой требовался настоящий духовный Учитель, получила Сталина. И все закончилось коллективизацией совести. Это самое страшное, что произошло, потому что совесть - категория духовного порядка, она коллективизирована быть не может. Вы можете собрать в одни руки землю, заводы, фабрики, но совесть в одних руках быть не может. Если она в одних руках, значит, ее просто нет.

Корр.: Выходит, важна и роль учителя?

Шапошникова: Сами слова "учитель", "учительство" для многих из нас очень обычные слова. Настолько обычные, что некоторые пренебрегают ими. Но мы должны понять одно очень интересное обстоятельство: с момента возникновения человека, с момента возникновения его сознания, все, что он впоследствии достиг, он достиг только с помощью Учителя и Учителей. Осознаем ли мы это, или нет, все равно мы являемся их учениками. В Индии целый институт учителей-"Гуру". Это духовный Учитель. Лучшая характеристика там: "У этого человека хороший Гуру". В Учителе сливается земное и небесное, высокое и наше, низкое... именно через него, а не через поклонение чему-то, у человека возникает связь с Высшим. Все остальное: образование, школа, университет, - лишь объем информации, который к духовному развитию и к духовной эволюции мало имеет отношения. Учителя, как правило, поступают так, что последствия их поступков остаются в течение многих веков. Они как бы программируют исторический процесс и культурный процесс. Вот, Сергий Радонежский - один из создателей русской Культуры. Он основал монашескую общину, строит около Москвы Лавру. И кто знает, уцелел ли бы Петр I, если бы не было ее, в которую он бежал от врагов и спас свою жизнь. Затем Петр заложил Петербург. Это место оказалось во время Второй мировой войны непобедимым плацдармом, который предотвратил окружение Москвы немецкими войсками...

Для нашей страны сейчас роль Учителя как никогда важна. Мы прошли через тоталитарное общество, где произошла подмена смысла Учителя: любой вождь, значит, Учитель. Но эти "учителя" вели нас не туда, куда нужно. Сам подход к человеку, который может быть учителем, в стране был неправильным, Учителя оказались в самом, я бы сказала, низу общества... Николай Константинович пишет: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному?.. Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать Учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?.. Народ, забыв Учителя, забыл свое будущее". Как это, согласитесь, знакомо и близко к нам. История человечества, это история Учительства. Без Учителя нет человека как такового.

Корр.: Как вы считаете, наше общество извлекло уроки из пережитого или сегодня повторяется все снова?

Шапошникова: В истории редко повторяются политически или исторические моменты. Трудно говорить о схожести процессов. Другой человеческий материал. Отсюда и разница великая. Хотя цель в головах та же - материальная. Порочная цепь не разорвана. Здесь есть один очень важный момент. Мы не можем извлекать, предположим, уроки из эволюции - это слишком сильно для нас и непонятно. Но из исторического процесса, на который опирается наша эволюция, мы обязаны это делать. Однако сейчас нас убеждают, чтобы засело навечно: "та история, которая у нас была, это - не наша история", "мы не хотим ничего о ней знать", "ее надо переписать"... Когда так говорят, значит, закрывают путь к осмыслению и получению урока из прошлого, закрывают путь в будущее. Даже в самой тяжелой истории не может быть однозначно все отрицаемо.

Корр.: Поможет ли нам это осмысление истории построить, скажем, правовое государство?

Шапошникова: Об этом, полагаю, надо говорить лет так через сто. Построить его на сегодняшнем человеческом материале в обозримом будущем немыслимо, просто невозможно. Помимо хороших законов, требуется огромный творческий труд человека. Если человек получает свободу в тот момент, когда его уровень сознания, простите меня за выражение, не поднимается выше порнографии, то вы увидите ее на экранах телевизоров, увидите в газетах, везде. Значит, уровень сознания данного человека и данного общества требует дальнейшей работы, дальнейшего одухотворения. После чего свобода совсем по-другому предстанет перед людьми: это не свобода убивать, это не свобода воровать, это не свобода изображать непристойности, а свобода творчества, свобода труда, свобода человека как такового... Так что о правовом государстве нам долго не придется говорить.

Корр.: Почему так скептически?

Шапошникова: Мать ученья - горький опыт. За 20 лет, что я возглавляю общественный музей Рериха, редкий месяц не приходится сталкиваться с извращением законов. А суды - это отдельная песня.

Корр.: Кстати, вам не страшно было судиться с правительством Виктора Черномырдина?

Шапошникова: А не было другого выбора. Все это, надо заметить, проходило в момент оголтелой клеветы на Рерихов. Николая Константиновича представляли либо советским агентом, либо шпионом и заговорщиком против своей Родины, Елену Рерих - "больным человеком", а всех Рерихов вместе взятых - сектантами и сатанистами.. С 2001 по 2007 год Международный Центр Рерихов опубликовал четыре тома издания "Защитим имя и наследие Рерихов". Свыше 3000 страниц, в которых ученые, общественные деятели и журналисты фактами, документами и материалами противостояли клеветам и хулам на Рерихов. И в 1993 году выходит постановление правительства, в котором, по сути, предпринимается попытка отобрать у нас здание музея. Это был удар ниже пояса. Письма в правительство, в Кремль воздействия не имели. Тогда решила, раз правда на нашей стороне - идем в суд. И мы выиграли дело. А в прошлом году то постановление наконец-то правительство отменило.

Корр.: Раз уж зашла речь о музее. Есть ли какие-то причинно-следственные связи постоянных нападок на него и все, что с ним связано?

Шапошникова: Как я понимаю, они банально просты. Мы первый общественный музей в России. Мы честно выполняем волю Святослава Николаевича Рериха, который передал нам свое наследство. И дело не в том, что кому-то мы не нравимся. Проблема прозаична - мы не даем наследие Рерихов разворовать. Наоборот, пытаемся его собрать и сохранить. А это вызывает яростное сопротивление заинтересованных лиц. Мне не раз намекали: "Забудьте про картины - будете жить спокойно..." Но забыть, значит, не выполнить завещание, предать память Святослава Рериха. На это я пойти, естественно, не могу. Так что покой нам только снится.

Корр.: Вы не задумывались, какая, на ваш взгляд, сегодня должна быть национальная идея?

Шапошникова: Культура. Почему? Потому что культура - естественное явление для человека. Культура - религиозна, культура - духовна, она зарождается внутри человека, и человек с нею становится человеком. Культура есть самоорганизация человеческого духа. Искусство, музыка, пение, танец, рисунок - это все самоорганизация. Даже если бы человек не видел никаких образцов, опираясь на предыдущие слои культуры, он все равно бы их создавал. Это энергетика, которая связывает все человечество нашей планеты. Энергетика духа, энергетика культуры - главная опора эволюции, сердце нашей эволюции. Если нет этой Культуры, она убита, исковеркана, она искажена, то воздействие одухотворенного Космоса недоступно человеку: "Культура, писал Рерих, есть глубочайший устой жизни, скрепленный Высшими серебряными нитями с Иерархией эволюции". Вот что значит Культура. Это вам не последняя строка государственного бюджета или, предположим, последний какой-нибудь пункт нашей очередной социальной программы.

Замечено, когда диктатор захватывает власть, он, в первую очередь, убивает не соперника и не политические партии. Он убивает культуру, ее носителей, потому что культура - это духовная власть. Она мешает ему. Он это чувствует, как говорится, своими жабрами...

Корр.: В "Живой Этике" мы находим слова "... В новую Россию моя первая весть". Почему Рерихи отводят ей особую роль?

Шапошникова: Это не избранность и не какая-то особенность. Ее роль состоит в том, что она взяла на себя тяжелейшее бремя всех. Россия, страна, расположенная между Западом и Востоком, это страна, в которой, в результате этих двух противоположений, образовывается огромное энергетическое поле, которое необходимо опять-таки для следующего эволюционного витка. Вот в чем главная роль России. И мы должны осознать, какую ответственность на нас взвалили. Огромнейшую: и история, и эволюция, и наша человеческая совесть, и наш человеческий дух. На этих переломных моментах начинается острейшая борьба между силами Тьмы и Света, это та борьба, которая, в конечном счете, снабжает планету и человечество тем количеством энергии, которое необходимо, чтобы перейти на новый эволюционный виток. "Настало время, - писала Елена Ивановна, - когда планета приближается к такому кругу завершения, когда лишь самое насыщенное напряжение потенциала даст победу. Круг завершения пробуждает все энергии. Имеется в виду круг, который мы завершаем в предверии нового. Ибо в окончательной битве будут принимать участие все силы Света и Тьмы, от самого высшего и до отбросов". И мы являемся свидетелями этого.

Корр.: Как предрекают, осталось недолго ждать. 2012 год не за горами..

Шапошникова: Чепуха. Нас ждет светлое будущее. Как всегда после такого темного периода и в истории, и в эволюции наступает светлый.

мнения

"Спасибо за помощь Русской культуре".

Мстислав Ростропович.

"Людмиле Васильевне Шапошниковой своей самоотверженной работой удалось сохранить великое культурное наследие семьи Рерихов, которое несомненно будет востребовано живущими и будущими поколениями в России и во всем мире".

Евгений Примаков.

"Многие годы вы изучаете, сохраняете для современников и потомков бесценное наследие семьи Рерихов - мыслителей, духовных подвижников, посвятивших себя взаимообогащению культур Востока и Запада, которые сошлись в российской культуре. Ваша многолетняя подвижническая деятельность по сбору, сохранению и популяризации наследия семьи Рерихов служит примером для многих молодых исследователей проблем космического мышления. В значительной степени благодаря Вашему руководству Музей имени Н.К. Рериха сегодня стал крупным международным научным и культурным центром".

Михаил Горбачев.

справка "рг"

Людмила Васильевна Шапошникова - известный историк-востоковед, философ, писатель, путешественник, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, первый вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР), генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха.

Родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Окончила Восточное отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Кандидат исторических наук. С 1957 по 1985 гг. старший преподаватель, затем доцент кафедры истории Индии Института стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА). Более 10 лет проработала в Индии. В 1967 году за творческий вклад в исследование этой страны отмечена Премией имени Дж. Неру. В 1968 году в Бангалоре (Индия) знакомится с известным художником и общественным деятелем Святославом Рерихом. С этого момента многогранное духовно-философское и художественное наследие Рерихов становится центральной темой ее философского, научного, публицистического и общественного творчества, а философская система Живой Этики - концептуальной основой ее трудов.

В 1975-1980 гг. в одиночку прошла большую часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. В 1990 году, выполняя волю С.Н. Рериха, доставила из Индии в Россию наследие семьи Рерихов и в дальнейшем создала на его основе в Москве общественный Музей имени Н.К. Рериха, тем самым сохранив и приумножив наследие наших великих соотечественников.

В 2006 году награждена орденом Дружбы, в 2007 - национальной премией "Культурное наследие", в 2010 - премией Европейского Союза за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия.

Последние новости