Цены на бензин, несмотря на принятые весной экстренные меры, продолжают расти. Нефтяники пока не готовы выполнить новый технический регламент и перейти к выпуску более экологичных бензинов класса Евро-3 и выше.
Ситуация могла бы в ближайшее время измениться, если бы на рынок обратно пришел бензин класса Евро-2, полагают эксперты. И такие решения, по их утверждению, уже подготовлены минэнерго.
Нужны и другие системные меры. В том числе и инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль страны, рассказал "РГ" президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша на вчерашней пресс-конференции по проблемам топливного кризиса в России. "Потребуется не менее 10 миллиардов долларов для развития российского рынка нефтепереработки", - уверен он.
Но это в перспективе. Однако сейчас нужно сконцентрироваться на трех факторах, которые не дают полноценно развиваться отрасли. И пересмотреть некоторые принятые ранее решения.
"Во-первых, достаточно резко была повышена налоговая нагрузка на нефтепродукты. Это увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо. Сказалось и увеличение налогов на фонд оплаты труда за счет изменения страховых взносов в целом по стране, но это коснулось и нашей отрасли", - пояснил Аркуша.
Во-вторых, считает эксперт, введение с 1 января повышенных требований в технический регламент оказало влияние на рынок.
"Наверное, регуляторы понимали, что переход на производство бензинов класса не ниже Евро-3 будет возможен не для всех компаний. Однако масштабы негативных последствий этой меры были поняты только к концу апреля", - уточнил аналитик.
Есть и еще один, менее существенный момент, полагает специалист. Однако и он добавил "масла в огонь". "В свое время настояли на том, чтобы вертикально интегрированные компании снизили цены на топливо на розничном рынке, и это было выполнено. Но снижение было непропорционально оптовым ценам. Прибавившийся к этому мировой рост цен на нефть повлек за собой общие проблемы с ценообразованием на топливо", - считает Аркуша. По его словам, это заставило компании направить свои продажи на экспорт. Что привело к дефициту на внутреннем рынке.
Эти три фактора, уверены эксперты, привели к тому, что с февраля стали резко уменьшаться запасы топлива на заводах и нефтебазах. "Если раньше запасы всегда достигали 60, а то и 90 дней ежедневной реализации, то к концу марта - началу апреля они достигли всего нескольких дней", - уточнил Аркуша. При этом подчеркнув, что только к концу апреля были поняты эти причины. И как экстренная мера для выравнивания ситуации было принято решение по повышению экспортных пошлин. Что позволило перенаправить объемы топлива на внутренний рынок.
Это сыграло положительную роль. Но тем не менее ситуация с дефицитом остается острой. Причем с июля он вырос, хотя производство не сокращается. "Видимо, причиной послужила надежда на то, что в августе месяце увеличатся экспортные пошлины. И компании, скорее всего, стали придерживать топливо, чтобы потом продать его либо на экспорт, либо по более высоким ценам на внутренний рынок", - уверен Аркуша. Впрочем, как заявили вчера вечером "РГ" в минэнерго, ситуация стабилизируется, и необходимых запасов топлива хватит, чтобы обеспечить им регионы.
Правда, пока в особенно сложном положении находятся независимые поставщики топлива. Последние четыре месяца с минимальными прибылями. Идет переток клиентов на АЗС нефтяных компаний. Эксперт напомнил, что известны случаи, когда независимым трейдерам было выгоднее покупать топливо за границей.
В этой связи остро встает вопрос скорейшего развития более справедливой биржевой торговли для всех игроков сегмента. Пока цены на бирже на порядок выше, чем на спотовом рынке. "Биржевая торговля в условиях кратного несоответствия спроса и предложения, аффилированности сделок показала свою полную несостоятельность", - рассказал Аркуша. А тенденции в изменениях объемов и цен предлагаемого топлива свидетельствует о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением, беспокоится президент Российского топливного союза.
Но розничный рынок - это единственная возможность повысить конкуренцию в секторе, напомнил Аркуша. В стране около 25 тысяч заправочных станций, из них 16 тысяч принадлежат независимым поставщикам, и через них продается около 60 процентов топлива. И разорение такого количества АЗС малого и среднего бизнеса и монополизация рынка создаст негативный эффект.
Кстати
По оценкам агентства "КОРТЕС", рост производства автомобильных бензинов с 2006 по 2010 год составил 5,2 процента. Всего за 2010 год было произведено 36 миллионов тонн топлива. Марочная структура производимого бензина меняется - снижается доля низкооктанового бензина и растет производство высокооктанового. В 2010 году из этих объемов было произведено 7,2 миллиона тонн 95-го бензина и выше, 23,4 миллиона тонн - 92-го, 5,6 - 80-го.