Капитаны, не оказавшие помощь пассажирам "Булгарии", отрицают свою вину

Найдены доказательства того, что капитан судна "Дунайский 66" Александр Егоров и капитан судна "Арбат" Юрий Тучин, которые прошли мимо терпящих бедствие пассажиров "Булгарии", нарушили закон.

Об этом корреспонденту "РГ" заявил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин и подчеркнул, что оба капитана, которые уже стали подозреваемыми, свою вину отрицают.

Но в Следственном комитете уверены - вина двух капитанов подтверждается собранными следствием доказательствами.

А таких доказательств, по мнению следствия, немало: это показания потерпевших пассажиров и членов экипажей кораблей. Кроме этого, о вине говорят и записи в судовых и вахтенных документах, изъятых следователями с "Дунайского 66" и "Арбата".

Надо сказать, что немного найдется в Уголовном кодексе статей, которые карают конкретных представителей той или иной профессии. Есть такая специальная статья и для капитанов морских или речных судов. Называется уголовная статья "Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие". Эта статья 270 Уголовного кодекса применяется крайне редко. Ни один из знакомых судей не смог припомнить примеров применения этой статьи.

Отказать в помощи человеку, оказавшемуся за бортом, всегда считалось не просто абстрактным нарушением закона, а прежде всего - большим позором.

В этой редкой статье уголовного закона сказано, что преступлением считается неоказание капитаном помощи людям, терпящим бедствие на море или "ином водном пути", если эта помощь "могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров".

Если преступление в суде следствие сможет доказать, то наказанием может быть либо большой штраф, либо несколько лет лишения свободы и на такой же срок запрет на профессию.

С самого начала расследования трагедии было известно, что оба подозреваемых капитана свою вину отрицают.

Капитан Егоров поначалу был задержан следователями, но после допроса его отпустили на свободу, взяв с него подписку о невыезде.

При этом против обвинений в адрес капитанов выступили несколько высокопоставленных чиновников и тот капитан судна, которое спасало пассажиров "Булгарии". Капитан "Арабеллы" Роман Лизалин говорил журналистам, что сам просил проходящие мимо суда не оказывать помощь из соображений безопасности.

Заместитель министра транспорта Виктор Олерский, который руководил операцией по подъему "Булгарии" тоже говорил, что тяжелые суда могли задавить оказавшихся в воде пассажиров и экипаж "Булгарии", если бы подошли близко к месту трагедии. В прессе уже писали, что буксир "Дунайский 66" шел с двумя баржами.

До двух капитанов Следственный комитет уже предъявил обвинения генеральному директору компании-субарендатора затонувшего теплохода Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. Женщину, 40-летнюю главу компании "АргоРечТур", и 62-летнего эксперта следователи обвинили в оказании небезопасных услуг, повлекшем смерть людей. По решению суда, оба фигуранта уголовного дела взяты под арест.

По версии следствия, Инякина должна ответить за то, что компания "АргоРечТур" организовала круиз и возила людей без положенной в таких случаях лицензии. А эксперт Ивашов поставил подпись под разрешением неисправному судну выйти из порта и отправиться в плавание. В ходе расследования уже выяснилось, что утонувшая "Булгария" вышла в рейс с неисправным двигателем и была очень серьезно перегружена.