В честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года состоится конный пробег "Москва - Париж"

Следующим летом Россия будет отмечать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Есть указ президента. В рамках торжеств состоится конный пробег "Москва - Париж". Небольшой казачий отряд повторит путь, пройденный российскими воинами два столетия назад.

Поддержку нашим всадникам, которые проследуют по местам боевых сражений через территории шести стран Европы, будет оказывать организационный комитет конного пробега. Его председатель, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов ответил на вопросы "Российской газеты".

Российская газета: Андрей Юрьевич, как восприняли во Франции идею конного перехода из Москвы в Париж?

Андрей Бельянинов: Очень лояльно, доброжелательно. Никаких настороженных проявлений, а скорее уважение к нашей общей истории. Французская сторона поддерживает идею конного похода. Ведь это не парад победителей, а поход во славу тех, кто пал в той войне.

Конный пробег "Москва - Париж" - это не парад победитей, а поход во славу тех, кто пал в этой войне

Я обсуждал идею перехода с разными представителями Франции, с послом Франции в России, с военным атташе, представителями русской эмиграции первой и второй волны, которые живут во Франции и являются носителями русской культуры. И всегда чувствовал с их стороны не только понимание, но и живой интерес.

Да и в странах, через которые пройдет маршрут - Белоруссия, Польша, Литва и Германия, - положительно отнеслись к нашим запросам. Тем более они тоже участвовали в войне, кто на стороне французских войск, кто на стороне России.

Литва уже подтвердила свое решение. Переговоры с остальными ведут члены оргкомитета, представители МИДа, Минкультуры, Россотрудничества, Минкомсвязи России.

Эту идею также поддержала Общественная палата РФ, благословил Святейший Патриарх всея Руси.

Такое единодушие вселяет в нас уверенность в успешную реализацию идеи.

Ведь конный поход - это не только память о войне и павших на ней солдатах. Это еще и напоминание о взаимосвязи культур европейских стран, среди которых Россия занимала далеко не последнее место.

XIX столетие - время подъема экономики России, расцвета ее культуры, музыки, образования. Это период активных политических и торговых контактов с Европой. В то время французский язык был неотъемлемой частью русской культуры.

РГ: На каком этапе сейчас находится подготовка к походу?

Бельянинов: Специалисты занимаются отбором лошадей особой донской породы. Ее история неразрывно связана с историей Российского государства. Первый конный завод на Дону был основан Матвеем Платовым в 1770 году.

Именно на этих конях казаки атамана Платова вошли в Париж во время войны 1812 года. А всего в ту пору донское войско выставило 60 тысяч всадников. Преодолев 8 тысяч километров, они вернулись из Парижа на своих же лошадях.

Это заслуживает того, чтобы уникальная, мощная, нарядная, необыкновенно выносливая и неприхотливая порода росла и процветала. К сожалению, сегодня есть риск ее исчезновения.

Одна из коронных ниш дончака - конные пробеги. Поэтому поход будет еще посвящен популяризации этой породы. Скорее всего, лошадей будет 35, включая запасных. Всадников - меньше. Сейчас они тоже проходят отборочные соревнования. Желающих участвовать в пробеге очень много. И из казачьих клубов, и из числа сотрудников таможенной службы.

РГ: Уже есть сценарий?

Бельянинов: Монументов воздвигать не будем. Но на остановках в крупных городах предполагаются театрализованные представления, концерты российских фольклорных коллективов. Поскольку традиция костюмированных исторических реконструкций давно существует в Европе, участники похода наденут форму казаков атамана Платова.

Мы не исключаем возможность присоединения к походу конников тех стран, через которые пролегает маршрут. Основная цель - напомнить о событиях войны 1812 года, содействовать укреплению взаимопонимания между странами Европы и культурных связей между ними.

РГ: Что представляется вам самым сложным в будущем маршруте?

Бельянинов: Обеспечение ветеринарного контроля при пересечении границ разных государств. Страны очень щепетильны в этом вопросе. Но после того, как получим подтверждения из стран, предварительно пройдем маршрут на машинах с карандашом в руках, отмечая возможные проблемные точки.

РГ: Поможет ли пробег укреплению контактов ФТС с европейскими коллегами?

Бельянинов: Нам грех жаловаться на отношения с европейскими таможенными службами. Уверен, что существующие между нами рабочие контакты помогут в решении организационных вопросов. В практическом же плане при проведении похода таможня не будет играть главную роль. Та же ГИБДД будет больше значить, например, в плане сопровождения на дорогах.

Кроме того, за время пробега мы рассчитываем установить контакты с национальными федерациями конного спорта, с военно-историческими и патриотическими клубами всех шести стран.

РГ: Какова цена проекта?

Бельянинов: Для его реализации создан общественный благотворительный фонд. Поэтому расчет - на добровольные взносы. На энтузиазм. Есть люди, организации, которые, к примеру, переживают за возрождение донской породы лошадей.

РГ: Что вас лично воодушевляет в этом проекте? Почему решили возглавить оргкомитет?

Бельянинов: Это моя гражданская позиция. В последние десятилетия мы, как в России, так и в Западной Европе, слишком легко относимся к интерпретации нашей общей истории. А человек, забывающий исторический опыт, утрачивает духовность. Я перечитываю сегодня книги, которые посвящены тем событиям, и иногда вижу однобокость подходов к их оценке.

В оргкомитет, кстати, вошли люди от 30 до 50 лет. Это показатель интереса молодежи к истории, которую мы сейчас тоже, кстати, творим. Ведь выбор правильного решения всегда зависит от исторической памяти.