Агентство стратегических инициатив (АСИ) наконец обрело лицо, вернее, лица - четверку руководителей. Их имена вчера объявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с победителями конкурса, вошедшими в экспертный совет при АСИ.
Гендиректором стал руководитель ООО "Управляющая компания "РУСКОМПОЗИТ" Андрей Никитин. Директором по направлению "новый бизнес" был назначен Артем Аветисян (президент консалтинговой группы "НЭО Центр"), по направлению "молодые профессионалы" - Дмитрий Песков (руководитель проектной группы "Метавер"), и, наконец, "социальные проекты" возглавил Владимир Яблонский (директор государственного образовательного учреждения "Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе").
Всего молодых, инициативных и при этом успешных предпринимателей, которые приняли участие в конкурсе, оказалось около тысячи. Главное, что у всей этой тысячи есть, - это драйв, дерзость и готовность добиваться успеха, констатировал премьер. Для конкурсной комиссии задача была очень и очень сложной, признался Владимир Путин. Но решение все же было принято.
"В любом случае проигравших в этом марафоне не будет, - заверил председатель правительства. - Мы постараемся сделать так, чтобы все были востребованы, чтобы никто не пропал, чтобы все были на виду и чтобы в регионах России все могли принять участие в деятельности агентства". Заявки подавали и известные люди, но хотелось, чтобы выбор был в сторону тех, кто находится на начальном этапе, пояснил премьер. "Но мы не хотим никого терять и хотели, чтобы эти люди продолжали работать как в экспертном, так и в наблюдательном совете", - добавил он.
Избранные руководители агентства, как, впрочем, и другие участники встречи, оказались людьми совершенно разными, поэтому и дискуссия получилась, что называется, обо всем. Обрисовав цели и задачи АСИ, которые уже не раз звучали публично, гендиректор Никитин посетовал на то, что "сложно коммуницировать с обществом, которое воспринимает тебя как не совсем порядочного человека". "Мы должны работать над улучшением имиджа бизнеса", - призвал он. Недоволен Никитин был не только людской молвой, но и государственной практикой: "госмашина выполняет поручение, и когда оно выполнено, мало кого интересует, какой эффект приносит тот или иной нормативный акт", а также системой образования - образовательные стандарты вузов не соответствуют требованиям бизнеса.
Аветисян, напротив, пустился в воспоминания о том, как начинал свое дело: "из активов были мобильный телефон, деловой костюм и вера в себя". А позже ему пришлось столкнуться с разочарованием: "когда идеи, которые мы генерировали для наших клиентов по построению бизнеса, не воплощались в жизнь". Надежда забрезжила, когда он услышал выступление премьера с объяснением логики идеи, которая привела к созданию АСИ. И понял бизнесмен, что впервые в стране создается структура, которая позволит претворить такие нереализованные инициативы в жизнь. Он лишь попросил избавить агентство от бюрократии.
Премьер заинтересовался, сколько же человек работают в фирме Аветисяна. "Четыреста", - ответил тот. "А чем занимается такая банда?" - рассмеялся Путин. "Упаковкой проектов, которые в дальнейшем находят финансирование", - пояснил Аветисян. "Я почему вас мучаю, - произнес глава правительства. - Это по сути то, что предстоит делать в рамках самого агентства". И продолжил "мучения": "А консалтинговое агентство сколько зарабатывает, интересно? Оборот у вас какой?" "Миллиард рублей в год, - сообщил бизнесмен. - Мы одни из лидеров на рынке". "То есть четыреста человек перелопачивают миллиард в течение года, используя авторучку и компьютер", - заулыбался глава правительства и приготовился выслушать следующего директора. Который, похоже, был настроен довольно оппозиционно.
"Мы, часть креативного класса, с крайним скепсисом и очень большой настороженностью относимся к любым инициативам правительства", - выступил Дмитрий Песков. "Это производная от российского менталитета - все, что ни делают наверху, должно быть подвергнуто сомнению", - не смолчал премьер. Песков тем временем гнул свою линию: "Мы принципиально не работаем с государством, не участвуем в тендерах, нет ни копейки бюджетного финансирования... нет внутренней бюрократии и иерархии". "И все это сделано в наших условиях, - мягко вмешался Путин. - Кто бы мог создать такие условия? В том числе и правительство". "Иногда на преодолении получается очень хорошо", - не сдавался предприниматель.
После чего и вовсе перешел на военную риторику. Пояснив, что не хотелось бы выйти на фронт первыми и там полечь первым же эшелоном, Песков призвал больше слушать бизнес, чтобы не получилось так, как несколько лет назад, когда "вся страна сделала гигантскую ошибку - отправила учиться детей на юристов и экономистов". И теперь их переизбыток.
"Наша задача как АСИ научить бизнес разговаривать на одном языке с системой образования и наоборот", - пояснил он. Нужно "создавать не только офицеров связи, но и офицеров будущего, - вновь ввернул армейские термины предприниматель, - помогать прорывать фронт, выходить на глобальные рынки". После чего вообще сообщил, что все это бессмысленно, потому что стране, из которой уезжает молодежь, сильная система образования не нужна - "мы кормим другие страны". АСИ же должно сделать так, чтобы юные профессионалы не уезжали.
Премьер решил внести поправку: "Если наших специалистов берут крупнейшие фирмы, это значит, что товар, который выдает наша система образования, конкурентоспособный. Другое дело, что наша экономика далеко не всегда пока воспринимает такой качественный товар образовательного характера. И рабочая сила как товар ищет себе применение там, где создаются наилучшие условия - уровень зарплаты, оснащение".
Военную риторику подхватил президент "Деловой России" Александр Галушка. Он обратил внимание на то, что сотрудник АСИ должен быть "прикрепленным офицером" - сопровождать проект во властных структурах, потому что к нему отношение другое, чем к автору из предпринимательской среды. А оппозиционную тему закрыла Елена Николаева из Общественной палаты. "Не буду ругать правительство, - заявила она. - Нормальные инициативные люди, просто нужно уметь с ними работать... становиться для них неудобными". "Слушайте, что говорит опытный предприниматель", - рассмеялся премьер и, выслушав всех остальных, пожелавших сообщить свои соображения насчет агентства, обратился к Библии. "Моисей водил еврейский народ сорок лет по пустыне. Разные были мотивы, но, мне кажется, одним из этих мотивов было желание от всего негативного прошлого избавить, создать новый народ. Мы не можем сорок лет водить народ по пустыне. Но нужны инструменты, которые бы реально отсекали все, что нам мешает, освобождали путь к прогрессу, инновациям, создавали бы новую страну. Хотелось, чтобы агентство превратилось в пилу, с помощью которой разрежем все гордиевы узлы", - на такой мифологической нотке закончил встречу Путин.