27.07.2011 23:40
    Поделиться

    С начала года объем грузоперевозок между странами СНГ вырос на 11 процентов

    Инвестиции

    Рост спроса в странах СНГ на взаимные товары и услуги в послекризисный период обусловил активность бизнес-структур в сфере совместных инвестиционных проектов. К настоящему времени капиталовложения все активнее осуществляются в пищевой, химической промышленности, нефтепереработке, машиностроении, транспортном и энергетическом строительстве. Причем многие проекты в этих отраслях - составная часть интеграционных программ, например, Совета сотрудничества стран Балтийского моря, Организации Черноморского экономического сотрудничества, других региональных организаций. Это обстоятельство повышает экономический статус таких проектов и увеличивает их инвестиционное обеспечение.

    До половины всех совместных капиталовложений в СНГ осуществляется в реализацию российско-белорусских промышленных и научно-технических программ. С 2009 года инвестиции направляются и в производство современных плодоовощных технологий, которые, в свою очередь, востребованы в других странах Содружества. Причем наибольший спрос на технологии такого рода ныне проявляется в Украине, Молдавии, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане.

    Что касается инвестиционного климата, то, согласно исследованиям Международной организации кредиторов (WOC), уровень максимальной инвестиционной привлекательности характерен для России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. По данным WOC, и Союзное государство, и Таможенный союз, и СНГ в целом весьма перспективное "поле" не только для совместных, но и для прямых иностранных инвестиций долгосрочного характера. Во всяком случае, блок СНГ представляется в современных условиях более привлекательным для прямых иностранных капиталовложений, чем, например, Евросоюз, где нарастающие финансовые проблемы способны разрушить евровалютную зону.

    Торговля

    Россия во взаимной торговле Содружества играет ключевую роль: минимум половина стоимости всех внешнеторговых операций приходится на внешнеэкономические связи РФ. Но структура этих связей преимущественно сырьевая (свыше 65% по стоимости). Создание к концу 2011 года зоны свободной торговли в СНГ позволит расширить ассортимент экспорта-импорта между странами Содружества.

    В 2007-2010 годах на долю стран СНГ в общероссийском экспорте приходилось текстиля, текстильных изделий и обуви - 65%, продукции машиностроения - около 50%, продовольствия и сельскохозяйственного сырья - 30%, продукции химической промышленности - 20%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - около 20%, металлов и изделий из них - 15%, продукции топливно-энергетического комплекса - около 15%.

    В свою очередь Россия за счет стран Содружества обеспечивает свои импортные потребности в в продукции топливно-энергетического комплекса - более чем на 60%, металлах и металлоизделиях - почти на 40%, в продукции машиностроения - на 12%, в готовом продовольствии и сельскохозяйственном сырье - на 16%, в продукции химической промышленности - на 12%, в древесине и целлюлозно-бумажных изделиях - на 17%, в текстиле, текстильных изделиях и обуви - на 20%.

    Создание Таможенного союза позволило сформировать беспошлинные товарные коридоры между Россией, Беларусью, Казахстаном и с июля 2011-го - с Киргизстаном. В дальнейшем эти коридоры будут расширены в рамках зоны свободной торговли Содружества. Кроме того, стимулирует развитие взаимной торговли и согласование балансов взаимопоставок сельхозсырья и готового продовольствия: в этой сфере РФ развивает партнерство с Беларусью, Казахстаном, Молдавией. Схожие балансы разрабатываются и претворяются на практике в других регионах Содружества.

    Транспорт

    Отражением тенденции роста торговли в рамках СНГ является рост грузоперевозок между странами Содружества. За первое полугодие-2011 объем грузоперевозок между странами СНГ всеми видами транспорта возрос более чем на 11% по отношению к тому же периоду 2010 года. Наибольшая активность международных перевозок грузов по территории Содружества отмечена в Молдавии (рост на 30%) и Казахстане (рост на 19%) и Беларуси (плюс 15%).

    Для стимулирования этой тенденции важнейшее значение приобретает тарифная политика. Как заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, "транспортные тарифы России, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза будут согласовываться с 1 января 2012 года с учетом формирования Единого экономического пространства этих стран". Тарифная политика других стран Содружества нацелена на повышение стоимости транзита грузов, поэтому уровень тарифов с этими государствами страны Таможенного союза согласовывают в большинстве случаев отдельно.

    Тем временем Россия, Азербайджан и Иран ныне согласовывают источники финансирования строительства железной дороги Решт - Астара (Иран - Азербайджан) в рамках создания евроазиатского транспортного коридора Север - Юг. Об этом в конце июня заявил в Баку министр транспорта РФ Игорь Левитин. Напомним, что в этом межрегиональном проекте участвуют - среди стран СНГ - РФ, Беларусь, Азербайджан, Армения, Украина, Казахстан.

    Как отметил российский министр транспорта, "Россия располагает достаточными средствами для развития транспортного коридора Север - Юг через территорию Азербайджана в Иран". По экспертным оценкам, объем перевозок по коридору Север-Юг в обоих направлениях составит 25-26 млн тонн к 2015 году. По железным дорогам России проходит до 40% всей протяженности коридорного маршрута.

    Туризм

    В последние годы страны ближнего зарубежья, можно сказать, по нарастающей обмениваются туристами. По имеющимся оценкам, количество "перекрестных" посещений гражданами стран СНГ государств Содружества по лечебным и турпутевкам увеличилось более чем вдвое. Причем наибольший рост таких обменов зарегистрирован на направлениях Россия - Беларусь, Россия - Украина и Россия - Молдавия.

    Главная причина таких тенденций, по экспертным оценкам, - низкие цены на курортные и туристические услуги. Привлекает россиян и сравнительно небольшое время поездок в большинство стран СНГ. Кроме того, в этих и других странах СНГ курортная и туристическая инфраструктура развивается в рамках долгосрочных госпрограмм, поскольку этот сектор экономики считается одним из наиболее перспективных и прибыльных.

    С учетом этих факторов совокупные доходы курортной и туриндустрии Беларуси, Украины, Молдавии, Азербайджана и Узбекистана только за последние 2-4 года увеличились минимум вдвое. А, например, общее количество предлагаемых гражданам стран СНГ турмаршуртов и курортно-лечебных программ в странах ближнего зарубежья за 2009-2011 годы возросло более чем вдвое. Хотя в 1990-х годах даже отдельные группы интуристов в тех же странах были чуть ли не рекордным достижением.

    Для стимулирования "перекрестного" туризма, отдыха и лечения в большинстве государств СНГ сдерживается рост курортно-туристических расценок для граждан стран ближнего зарубежья. Особенно это характерно для Беларуси, Украины, Молдавии. Но цена железнодорожных или авиабилетов, прежде всего в России, нередко "перекрывает" недельную стоимость отдыха в странах Содружества. Поэтому многие курортные и туристические ведомства стран СНГ предлагают вводить льготные расценки на межгосударственные пассажирские перевозки.

    Поделиться