В пермском селе диспетчеры скорой возобновили работу по решению суда

В Кишертском районе Пермского края надзорные органы столкнулись с полным отсутствием службы диспетчеров скорой помощи при Центральной районной больнице.

Люди не могли дозвониться по телефону скорой "03". Из-за не оказанной вовремя медицинской помощи два человека скончались.

Вызовы от больных приходилось принимать фельдшерам скорой помощи на свои сотовые телефоны - по пути от одного пациента к другому. При этом в пяти населенных пунктах этого района не было и нет сотовой связи.

Жители Кишертского района жаловались местной администрации: телефон "03" не отвечает. В экстренных случаях люди набирали другие доступные номера: звонили в регистратуру районной больницы, дежурному врачу, знакомым медикам. Проблема тлела, пока в районном центре не произошел случай, заинтересовавший прокуратуру.

- Поступило заявление от пострадавших, - рассказывает Дмитрий Прокопенко, прокурор Кишертского района. - В одной семье из Усть-Кишерти мужчине стало плохо, его жена попыталась вызвать скорую помощь. Но "скорая" не отвечала восемь минут. В это время человека пытался реанимировать сосед-врач. Когда бригада скорой помощи приехала, осталось только зафиксировать смерть - человек умер от кровоизлияния в мозг в то время, когда врачи приняли запоздалый звонок.

Через несколько дней в районе случилась новая трагедия по аналогичному сценарию: больной умер, не получив вовремя помощи.

Прокурорская проверка выявила простую причину всех бед: больные не могли дозвониться по "03", потому что звонить было некому. Еще в 2009 году в результате реорганизации штатного расписания в ЦРБ в отделении скорой помощи сократили одну из трех бригад и почти всех (четырех из пяти) диспетчеров.

- Тогдашний главврач районной больницы предъявила нам штатные нормативы 1978 года для врачей скорой помощи в сельской местности, - рассказывает Евгений Мякшин, заместитель главы Кишертского района по социальным вопросам, и. о. главного врача Кишертской ЦРБ. - По ним для нашего района полагается 3,5 ставки врача скорой помощи и один фельдшерский пост.

Врачей скорой помощи в Усть-Кишерти как не было, так и нет - бригады укомплектованы десятью фельдшерами. Медик на одну ставку диспетчера принимал вызовы только несколько ночных часов и по выходным дням, чего было решительно недостаточно: усть-кишертская скорая обслуживала около 20 вызовов в сутки.

- Выходили из ситуации так: дали людям личные сотовые телефоны фельдшеров, которые ездили на вызовы, - говорит Евгений Мякшин. - Фельдшера должны были принимать звонки, находясь на выездах. Они выполняли функции диспетчеров, за что им никто не доплачивал. При этом прошло несколько месяцев, прежде чем мы смогли опубликовать их номера телефонов. Но появилась другая проблема: в сельской местности отнюдь не везде доступна сотовая связь.

По словам Евгения Мякшина, в пяти населенных пунктах Кишертского района сотовой связи нет вовсе. В этих деревнях проживает почти треть населения района - четыре тысячи человек. Следовательно, если врачи поехали на вызов в одно из этих сел, никакой другой тяжелобольной уже не мог рассчитывать на своевременную медицинскую помощь.

Учитывая постоянные жалобы местных жителей на то, что врачи в самые экстренные моменты оказываются "временно недоступны", администрация района призывала руководство больницы вернуть сокращенные ставки диспетчеров.

- В конце 2010 года вопрос с оказанием скорой помощи в районе встал очень остро, - признается Евгений Мякшин. - Я предложил забыть законодательство 1978 года и вспомнить про 131 федеральный закон: организация скорой помощи - это полномочия муниципального района! Мы вправе восстановить диспетчеров и финансировать ставки из бюджета. На что руководство ЦРБ ответило, что у них нет денег.

Прокурор района, расследовав обстоятельства гибели больного сельчанина, обратился в Кишертский суд, чтобы обязать больницу восстановить круглосуточную работу отделения скорой помощи. По решению суда в отделении открыли четыре ставки фельдшеров-диспетчеров: оказалось, что деньги у больницы на их содержание были и раньше, ставки можно финансировать за счет вакантных мест врачей скорой помощи.

Как говорит и. о. главного врача Кишертской ЦРБ, с появлением диспетчеров напряжение в работе скорой помощи спало. Они, как и полагается, берут на себя до 20 процентов "пустых" вызовов, когда решить несложную проблему или снять обеспокоенность больного фельдшер-диспетчер может сам, посоветовав принять таблетку-другую, а бригаду медиков отправить к действительно тяжелому больному.

- Кроме того, финансировать ставки диспетчеров будем за счет внутренней экономии, - говорит Евгений Мякшин. - Будем оптимизировать штат: сократим троих из пяти заместителей главного врача. На наш взгляд, эти ставки больнице отнюдь не необходимы, тем более что подозрительным выглядит разброс окладов: у врача, который едва не круглые сутки проводит в больнице, - пять тысяч рублей, а у заместителя главного врача - 26 тысяч. Попробуем перезаключить контракты с врачами, чтобы за счет поступающих из фонда ОМС средств поднять им зарплату до достойного уровня - 50 тысяч рублей и выше.