Евгений Князев: Миссия федеральных университетов - формировать человеческий капитал

В России создано восемь федеральных университетов. Что власть и общество ждут от них? В первую очередь прогресса в качестве обучения. Миссия федеральных университетов - формировать конкурентоспособный человеческий капитал в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.

Государственные инвестиции направлены на то, чтобы за пять лет университеты сформировали собственный потенциал, который позволит им в дальнейшем развиваться. Здесь можно сломать много копий: хватит ли времени, достаточно ли средств? Но я как эксперт могу сказать, что попадание в международные рейтинги стоит гораздо больше, чем те пять миллиардов, которые обещаны федеральным университетам.

Правда, есть ряд моментов, заставляющих сомневаться, движемся ли мы к поставленным целям. Во многих городах создание федеральных университетов прошло путем объединения группы учреждений, за исключением Екатеринбурга - здесь слились два крупных вуза, без балласта. Как правило, сильный участник только один, к нему присоединяются "середнячки". На мой взгляд, это ведет к размыванию потенциала. Конечно, консолидируется имущество, финансы, отчасти кадры, но при этом очень много возникает издержек. К сожалению, ни в одном из восьми проектов пока не видно работы по их сокращению.

Федеральным университетам нужны филиалы - тренинговые и сертификационные центры, научные лаборатории, институты

Вторая проблема - ни один федеральный университет пока не выбрался за границы своего региона. Широко обсуждается создание филиалов, однако стратегии соответствующей у вузов нет. Все понимают, что решать проблемы государственного значения в рамках одного федерального округа можно только через экспансию. Правда, если идти к соседям, просто, как пылесос, вытягивая оттуда преподавательские кадры и абитуриентов, вряд ли к тебе отнесутся доброжелательно. Территориальная сеть нужна, без нее вуз не будет узнаваем, но филиалы должны быть разными, не обязательно все затачивать под образовательную деятельность, это могут быть научные лаборатории, институты, тренинговые или сертификационные центры.

Общей проблемой также является использование университетами федеральных средств. Основную часть денег они тратят на укрепление материально-технической базы, но зачастую нет системности в исполнении программ. В итоге миллионы рублей вкладываются в оборудование, которое потом простаивает, потому что работать на нем никто не умеет. Разве это эффективный подход?

Надо реально понимать, что иметь сильный университет в округе - это задача коллективная. Власти субъектов РФ и общественность должны осознавать ценность этого ресурса. В одиночку, через ведение позиционных боев из академического окопа стратегию развития не сформируешь и больших достижений в социально-экономическом развитии региона не добьешься.