Такое заявление Главный военный прокурор Сергей Фридинский сделал вчера на координационном совещании по противодействию коррупции.
Половину из них составляют должностные подлоги и мошенничества, растраты и взяточничество. Ущерб государству превысил 623 млн. рублей. За эти деньги можно было бы обеспечить жильем около 100 семей военнослужащих, в том числе в московском гарнизоне, сказал Сергей Фридинский.
Главный военный прокурор подчеркнул, что вал коррупционных посягательств нарастает в том числе и по причине плохой кадровой политики. Упущения при подборе людей на должности, ранее замещаемые военнослужащими, сводят на нет рациональную идею освобождения армии от несвойственных ей функций. Как следствие, сегодня количество коррупционных преступлений, совершенных госслужащими и гражданским персоналом, возросло в 2,5 раза.
По словам Сергея Фридинского, не улучшилась обстановка в военных комиссариатах. В них произошли организационные изменения, но они не привели к ожидаемым результатам. В нынешнем году число коррупционных деяний, в которых изобличены работники военкоматов, в том числе взяток, выросло на 20 процентов.
Главный военный прокурор отметил, что государство выделило нынче свыше 1,5 трлн. рублей на оборонные нужды. Но чем весомее сумма, тем больше и потери от коррупции.
По требованию военных прокуроров лишь за полгода устранено около шести с половиной тысяч нарушений закона, более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности. За последние полтора года более 30 должностных лиц осуждены за махинации при использовании средств на закупки, ремонт и модернизацию военной техники и вооружения в рамках гособоронзаказа.
Так, свыше 260 млн рублей, выделенных на ремонт крейсера "Петр Великий" в рамках контракта с неким питерским ЗАО, имеющим то же название "Звездочка", что и широко известный на флоте завод, было похищено директором этой сомнительной фирмы. Что двигало коммерсантом, известно, так как в ходе обысков у него и его сообщников обнаружены и изъяты наличные деньги, в том числе валюта, на сумму более чем 40 млн рублей. Но надо выяснить и то, чем руководствовались должностные лица военного ведомства, когда заключали контракт с фирмой, не имеющей даже лицензии. Равно как и командование флота, подписавшее фиктивные акты о приемке якобы выполненных работ.
Продолжаются факты коррупции при использовании, распоряжении, высвобождении и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Только в этом году по материалам прокуроров о нарушениях в этой сфере возбуждено больше 180 уголовных дел. По мнению Главного военного прокурора, в аппаратах министерств и ведомств, в органах военного управления явно не хватает целенаправленной работы по предупреждению коррупционных правонарушений. Повсеместно нарушаются требования законов, обязывающих госслужащих соблюдать ограничения и запреты, не допускать конфликта интересов, а также представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Таких нарушений, длящихся годами, военные прокуроры выявили почти 2 тысячи.
Поскольку противодействие коррупции должно носить системный характер, то и бороться с ней необходимо системно, сказал Сергей Фридинский. В том числе совершенствовать ведомственные нормативные правовые акты, сводить к минимуму возможности для злоупотреблений. Должна быть обеспечена прозрачность госзакупок и реальная конкуренция при проведении конкурсов и заключении государственных контрактов.