Агентство стратегических инициатив будет заниматься сопровождением и продвижением социальных и бизнес-проектов. Первые из них станут известны уже в ноябре. Об этом "РГ" сообщил назначенный накануне генеральным директором Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.
Российская газета: Андрей Сергеевич, вы уже определили календарный план работы агентства до конца этого года?
Андрей Никитин: Пока есть частичная определенность. За август мы должны решить основные организационные вопросы. В сентябре представить общественности цели, задачи и концептуальные подходы нашей работы. И перевести их из режима выступлений в режим обязательств.
РГ: То есть в сентябре у вас уже будет готова программа действий?
Никитин: Я бы не стал называть это программой, звучит слишком официально. Но основной формат нашей работы будет ясен всем и задекларирован публично. И уже в ноябре мы должны иметь некий набор рабочих проектов в тех сферах, по которым будет специализироваться агентство. Это три направления - "Молодые профессионалы", "Социальные проекты" и "Новый бизнес".
РГ: Расскажите немного подробнее об этом. По каким социальным направлениям вы будете действовать? И что вкладывается в понятие "молодые профессионалы и новый бизнес"?
Никитин: Что касается социальных проектов, мы будем рассматривать инициативы, которые уже работают в регионах. Они должны быть успешны, приносить реальную пользу. И этот опыт необходимо распространять дальше. Мы будем смотреть, есть ли административные барьеры, мешающие этому. Ключевой момент - социальный проект должен быть инициативой самих людей, а не госструктур.
А новый бизнес - это тот, который хочет идти вперед. Это бизнес, который использует в работе не оставшийся с советских времен ресурс, а вкладывается в развитие. Если эти проекты значимы, они масштабируются и не мешают конкуренции, то мы относим подобный вид бизнеса к новому.
Направление "Молодые профессионалы" будет заниматься приведением в соответствие профессиональных требований и образовательных стандартов. Это площадка для коммуникации между профессиональными ассоциациями и теми, кто учит людей. Мы будем помогать объединению выпускников и работодателей с точки зрения поиска общих интересов.
РГ: Есть ли конкретное число прошедших экспертизу и выпущенных в свет проектов, к которому вы будете стремиться в обозримой перспективе?
Никитин: На данный момент такая задача не ставится. Главное, сделать это качественно. И любые цифры до начала работы - всегда плохо, так как начинается гонка за показателями, а не за результатами.
РГ: Какую путевку в жизнь будут получать проекты, прошедшие экспертизу в агентстве?
Никитин: Я думаю, что по каждому проекту в рамках общеизвестных стандартов проектного менеджмента будет составлен набор целей. И это не обязательно финансовая поддержка. По каким-то проектам будем отрабатывать нормативную документацию, по другим - помогать преодолевать бюрократические барьеры. Мы будем четко определять цели, ресурсы, которые нам нужны для их достижения, сроки. По сути дела, готовить к внедрению бизнес-планы.
РГ: Какие проблемы вы ожидаете на этом пути?
Никитин: Пока я не готов отвечать на вопрос по проблемам. Конечно, без сложностей не обойдется, но чем конкретнее будут прописаны наши задачи (это как раз запланировано на август), чем четче будет прописан устав агентства, тем меньше будет и проблем. Сейчас мы все внимание сфокусируем на этом.
РГ: Для работы над проектами, составления экспертных заключений необходимо привлекать много экспертов. Откуда вы будете их набирать?
Никитин: В первую очередь будут привлекаться члены Экспертного совета, которые подали заявку на работу в агентстве и участвовали в конкурсе. Думаю, что в Экспертный совет войдет более 50 человек.
РГ: Каким будет формат их работы?
Никитин: Они будут работать на добровольной основе. Это предприниматели, которые уже имеют источник дохода. В данном аспекте работа в агентстве воспринимается ими как своего рода социальная ответственность. Мне уже сейчас пишут много председателей советов директоров компаний, которые готовы сотрудничать с агентством. Думаю, на этом этапе проблем не будет.
Потом, конечно, нужны будут узкоспециализированные эксперты, потому что руководители компаний оценивают ситуацию в целом. Не исключено, что будем просить наших коллег, может быть, из ВЭБа или других институтов развития, чтобы к нам в порядке помощи делегировать своих экспертов. В перспективе, думаю, у нас будут и штатные эксперты, получающие за свою работу зарплату.
Кстати
Вчера Наблюдательный совет Внешэкономбанка назначил на должность зампредседателя госкорпорации директора департамента инфраструктуры Внешэкономбанка Михаила Полубояринова. В круг его обязанностей будет входить взаимодействие ВЭБа с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Для этого будет создан специальный департамент.
В задачи банка будет входить подготовка поручительств на часть рисков при реализации проектов, поддержанных агентством, а также участие в их синдицированном кредитовании. Также возможно и создание специальной программы мотивации частных банков на финансовую поддержку проектов, одобренных АСИ.