В Варшаве началась презентация отчета правительственной комиссии по результатам расследования авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, унесшей жизни 96 человек, в том числе президента Польши Леха Качиньского и его супруги Марии.
Члены семей 96 жертв авиакатастрофы под Смоленском не имели возможности ознакомиться с отчетом до его презентации. Многих из них это обидело, как и то, что они слишком поздно узнали о дате презентации, не все получили приглашения, отправленные по электронной почте, а те, кто решил прийти, были помещены в отдельный зал, где будут наблюдать за трансляцией презентации, которая проходит в канцелярии премьер-министра Польши.
После презентации они получат возможность задать свои вопросы участникам расследования.
Журналистов на эту встречу не пустили.
Онлайн-трансляциия отчета правительства Польши:
- Комиссия подтвердила, что самолет и все его механизмы были исправны до момента столкновения самолета с березой.
- По итогам расследования комиссия установила, что причиной катастрофы стало снижение самолета ниже минимальной высоты на большой скорости при погодных условиях, делающих невозможным зрительный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.
- За подготовку полета Ту-154 в Катынь отвечала администрация президента Польши. Организацией полета занимался 36 специальный полк.
- Комиссия подчеркнула, что уровень подготовки экипажа представлял угрозу безопасности полета. Обучение пилотов полка проходило в спешке и не всегда в соответствии с программой, пилоты не проводили тренировочных полетов, контроль техники пилотирования и навигации не соответствовал установленным правилам.
- Кроме того экипаж не встречался накануне полета, штурман не имел возможности отдохнуть, а подготовка к полету проводилась в спешке. К тому же часть экипажа не имела действующих прав для полета.
- В конце марта 2010 года российская сторона обратилась в посольство Польши с просьбой подтвердить запрос на предоставление для полета Леха Качиньского российских штурманов. 36 специальный полк направил в польское посольство в Москве письмо с просьбой аннулировать заявку, поскольку было принято решение назначить на полеты в Смоленск польский экипаж, владеющий русским языком. При этом в сформированном экипаже только командир Аркадиуш Протасюк знал русский язык в достаточной степени, чтобы вести переговоры с диспетчерами. Из-за того что командир вел переговоры и с диспетчерами, и с членами экипажа, он не услышал команду диспетчеров о начале снижения.
- Результаты экспериментальных полетов на Ту-154, проведенных комиссией с пилотами 36-го полка, показали, что пилоту, подготовленному к ситуации, когда кнопка автоматического ухода на второй круг не работает, потребовалось 4 секунды для того, чтобы вручную переключить двигатели на полную мощность. Неподготовленным пилотам президентского самолета для этого потребовалось больше времени.
- Как сообщил журналистам министр внутренних дел Польши Ежи Миллер, комиссия изучила также полет Ту-154 7апреля 2010 года, на котором в Катынь прилетел польский премьер-министр Дональд Туск. В полетах 7 апреля и 10 апреля, когда разбился президентский лайнер, все было одинаково: и самолет, и экипаж почти такой же, и обучение, и состояние аэродрома. Единственное, что было разным - погодные условия.
- По словам министра Миллера, экипаж польского президентского самолета принимал правильные решения, но не смог их реализовать. По его словам, комиссия сформулировала 45 рекомендаций, которые могут повысить безопасность полетов в дальнейшем.
Между тем