Страна готовится к уходу от традиционных лампочек "Ильича" и замене их новыми экономичными источниками света. Рынок начинает ими насыщаться. Однако до сегодняшнего момента на эти лампы не распространялись производственные стандарты. И покупатель, зачастую, сталкивался с некачественным, недолговечным и вредным товаром. Как правило, импортным.
Однако новое постановление правительства от 29 июля 2011 года "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемых в цепях переменного тока в целях освещения" призвано изменить ситуацию.
Это, по сути, первый документ с вступления в силу ФЗ "Об энергоэффективности", определяющий для производителей физические параметры для различных световых ламп, уверены эксперты. Теперь впервые устанавливается для ламп минимально допустимые значения световой отдачи, максимального содержания ртути и свинца для компактных люминесцентных ламп и минимально допустимое время их горения. Что соответствует требованиям по энергоэффективности, прописанные в ранее принятом законе.
По мнению экспертов, это защитит потребителя и российского производителя от некачественного импорта. И упорядочит квалификацию ламп, продаваемых в свободной торговле. "В документ наконец-то вошли нужные для регулирования рынка нормы и стандарты по энергоэффективности ламп, которые не были прописаны в федеральном законе об энергоэффективности", - рассказал "РГ" генеральный директор некоммерческого партнерства производителей светодиодов и систем на их основе Евгений Долин.
Видео: Россия 24 |
Кроме того, документ устанавливает стандарты по использованию ламп для госпотребителя. В частности, какие параметры должны быть у осветительных устройств наружного освещения, внутреннего освещения общественных и производственных зданий и для освещения объектов ЖКХ.
Эксперты уверяют, что технические стандарты в новом документе определены достаточно жесткие. Тем не менее, рассказал "РГ" руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики Российского энергетического агентства (ведомство Минэнерго России) Алексей Туликов, в постановлении пока отсутствуют какие-либо поручения федеральным органам исполнительной власти по вопросам актуализации этих требований. А именно - как регуляторы будут проверять эти лампы на соответствия их новым стандартам.
И теперь нужно будет эти требования воплощать в жизнь, соглашается с представителем РЭА Евгений Долин. И создать систему контроля за исполнением постановления, проводить более жесткую аккредитацию испытательных центров, обязательно маркировать товар, систему технического и таможенного контроля.
Напомним, что сегодня по эффективности освещения при использовании электроэнергии Россия существенно уступает передовым промышленно-развитым странам. Потенциал экономии электроэнергии, образовавшийся, главным образом, за счёт преобладающего использования малоэффективных источников света (ламп накаливания), огромен и составляет 30-40 процентов от всей энергии, потребляемой осветительными установками. При этом, в ближайшие 2-3 года следует ожидать бум спроса потребительского рынка на энергосберегающие источники света. Потребность в компактных люминесцентных лампах может возрасти с 30-40 миллионов единиц до 150-200 миллионов единиц в год. В 2012-2013 годах на массовый рынок должны выйти и светодиодные источники света.
Примечательно, что дальнейшие перспективы реализации данного постановления, связаны с соблюдением требований, установленных Соглашением от 18 ноября 2010 года "О единых принципах и правилах технического регулирования Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". "Согласно части 4 статьи 3 Соглашения Стороны не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", - напомнил Алексей Туликов. При этом согласно части 3 статьи 5 Соглашения со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон, не применяются. "Соблюдение данных требований является необходимым условием формирования единого экономического пространства на территории Таможенного союза. Поэтому в РФ не могут быть установлены требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, отличные от требований, установленных в Республике Беларусь и Республике Казахстан", - пояснил эксперт.
Поэтому наиболее оптимальным и эффективным решением будет разработка вместо соответствующего акта правительства технического регламента Таможенного союза о требованиях к энергетической эффективности осветительных устройств, электрических ламп, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, полагают специалисты.
"Только надлежащее использование инструментов технического регулирования при установлении требований к осветительным устройствам, электрическим лампам обеспечит возможности для полноценного применения положений законодательства о защите прав потребителей. В том числе в части выявления и пресечения соответствующих правонарушений, и таможенного законодательства при регулировании импорта светотехнических устройств", - уверен Туликов.
В этой связи кроме установления технических требований также остается актуальным вопрос о формировании специального состава административного правонарушения, связанного с нарушением требований к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения. "В настоящее время для этих целей применяются общие положения статьи 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством", - напомнил представитель РЭА.
В постановлении также отсутствует поручение, которое содержалось в проекте, о разработке изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований к осветительным устройствам. Такое поручение также целесообразно, поскольку требование о запрете оборота электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, уже является одним из требований к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения. При этом учитывая специфику и целевую ориентацию таких требования, для них должен быть предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения и определены специальные меры ответственности, уверен Туликов.