Производство медицинской техники в России должно не только отвечать запросам отечественного здравоохранения, но и быть конкурентоспособным на глобальном рынке. Эту амбициозную задачу обсуждали вчера в минпромторге авторы Стратегии развития медицинской промышленности до 2020 года и представители бизнес-сообщества.
Сейчас более 60 процентов всего медицинского оборудования, используемого в российских клиниках, "приезжает" к нам из-за рубежа. Отсюда - многочисленные проблемы и с дороговизной техники, и с ее использованием. Сложные приборы приходится адаптировать к нашим условиям, сервисное обслуживание не всегда на высоте, а расходные материалы приходится приобретать за валюту. Программа минпромторга нацелена в первую очередь на экономический эффект - медпром относится к числу наукоемких, высокотехнологичных отраслей, развивать которые нужно в первую очередь.
Впрочем, какими конкретными рычагами будет стимулироваться развитие отрасли, вчера не говорили. Производители, с одной стороны, хотели бы повышенного "внимания" со стороны государства к своим нуждам, а с другой - боятся излишнего диктата. Но, как ни крути, именно медпром очень сильно зависит от позиции государства, поскольку оно выступает основным покупателем и заказчиком медтехники.
Правда, помимо госзаказа, обеспечивающего производителям спрос на их продукцию, государство может применять и другие меры воздействия на бизнес - финансовые, налоговые, инфраструктурные. При этом, по мнению главы профильного департамента Сергея Цыба, прямые инвестиции со стороны государства в производство - это неэффективно. "Мы готовы поддерживать научные и конструкторские разработки, но финансировать производство должен сам бизнес - за счет привлечения инвестиций, кредитов, прочих ресурсов", - заключил чиновник.
Главная задача, которая ставится стратегией, - к 2020 году 40 процентов медицинского оборудования (в стоимостном выражении) в российских клиниках должно быть отечественного производства. Кроме того, делается ставка на развитие инновационной медицины и на импорт наших разработок (по планам - по сравнению с 2009 годом он должен вырасти в 8-10 раз). Третий ориентир - создать в ближайшее десятилетие не менее 30-50 компаний, осуществляющих собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Представители же отрасли, со своей стороны, преследуют гораздо более земные цели: мечтают попасть в перечень техники, которую гарантированно будет закупать государство. А самая насущная проблема для малых и средних предприятий, которых в медпроме очень много, - увеличение тарифной ставки социальных страховых отчислений.