28.07.2011 23:22
    Поделиться

    В новосибирской школе учителя зарабатывали на "мертвых душах"

    "Мертвые души" приносили учителям хороший доход

    "Вас беспокоят из полиции. Необходимо встретиться. Это по поводу вашего сына", -услышав по телефону эту фразу, жительница Новосибирска Светлана Рейн перепугалась не на шутку.

    Оказалось, ее девятилетний Егор числится учеником одной из новосибирских школ, хотя на самом деле ни он, ни Светлана даже не знают, где эта школа находится.

    "Ваш сын, Хмелинин Егор, учится в 111-й школе?" - первым делом спросили у Светланы оперативники. "Нет, в 11-й гимназии, - ответила ошарашенная мать. - С первого класса. И он уже давно не Хмелинин, а Рейн - мы еще до того, как пойти в школу, поменяли фамилию"... Между тем у полиции были другие сведения. Егор Хмелинин, окончивший в этом году третий класс, - прямо-таки гордость 111-й школы, расположенной в Дзержинском районе Новосибирска. Отличник. Победитель олимпиад. "Нет, что вы, - пришлось разубеждать милицию Светлане. - Он в гимназии только в будущем году в третий класс пойдет! И не отличник вовсе, так - с тройки на четверку".

    - Оперативник мне так и заявил: ну что ж, можете к концу учебы зайти в 111-ю школу за золотой медалью, - рассказывает Светлана. - Но шутки - шутками, а мне было не до смеха. Особенно когда показали список, в котором было около 30 фамилий, и сказали: а это, мол, "мертвые детские души". В списке - и мой Егор.

    Как подтвердил "РГ" начальник подразделения по борьбе с экономическими преступлениями отдела полиции N5 Павел Кириченко, в 111-й школе Новосибирска действительно выявлено 33 (!) ученика, которые на самом деле к этому учебному заведению не имеют никакого отношения. Этот факт был обнаружен при плановой проверке - правоохранительные органы теперь считают юных школяров с особой тщательностью. Связано это с подушевым финансированием, на которое новосибирские школы начали переходить еще в 2007 году. Норматив такого финансирования рассчитывается по специальной формуле, в которую закладывается несколько параметров, в первую очередь - количество учеников. В результате выводится стоимость рабочего часа учителя. Так что "принять" в школу лишний "класс", который не хулиганит и не задает вообще никаких вопросов, - сплошная выгода для педагогов. С финансовой, конечно же, точки зрения. Об учительской этике, о благородной миссии, о "сеять разумное, доброе, вечное" - не думаем.

    - Возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество", - сообщил начальник отдела по БЭП. - Пока обвинение никому не предъявлено, устанавливается круг лиц, причастных к совершению данного преступления.

    Светлана Рейн до сих пор не может поверить в то, что работники неизвестной ей школы делали свой маленький "бизнес" на ее сыне - она-то росла в Советском Союзе, ее с детства приучили уважать эту профессию. Между тем в райотделе полиции она увидела заявление, написанное кем-то от ее имени: "Прошу принять моего ребенка в школу". В заявлении написано, что она и отец Егора работают "продавцами на вещевом рынке" (хотя на самом деле никакого отношения к торговле они не имеют) и живут по адресу, где не жили никогда. При этом к заявлению приложена копия свидетельства о рождении Егора Хмелинина - и нет причин сомневаться в том, что эту копию сделали с оригинала. Как эта копия оказалась в распоряжении школы - не известно. Можно предположить массу вариантов: детский сад, куда Егор ходил под фамилией Хмелинин, любые государственные органы и прочее. Возможностей много, было бы желание ими воспользоваться - и с этим, как видно, у педагогов проблем не возникает. Такая вот "школа жизни" для учителей. Случай в Дзержинском районе, конечно, вопиющий. Но увы, не единичный даже в Новосибирске. По словам Павла Кириченко, два года назад в Советском районе был вынесен приговор директору школы за такие же "мертвые ученические души". Сведения о "школьниках" брали... из детдома. "Мама, как же так?" - недоумевал Егор, когда Светлана рассказала ему, что он на самом деле - отличник в другой школе. Чему научит его этот пример? Творческому подходу к работе? Искусству извлекать пользу из любой ситуации любыми средствами? Будет ли он, посидев сразу на двух школьных скамьях, уважать закон? Светлана в этом не уверена. Она считает, что вся эта история нанесла моральный ущерб ей и ее ребенку. И не исключает, что обратится в суд.

    комментарий

    Алексей Малыгин, учитель математики православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, победитель Новосибирского областного конкурса "Учитель года-2010":

    - За последние два десятилетия образование и воспитание подрастающего поколения в нашей стране все меньше воспринимаются как учительский подвиг и все больше превращаются в бизнес, в образовательную услугу. Это является причиной большинства правонарушений и преступлений в области образования. В этих условиях становится не так уж важно, какие именно реформы проводятся и какие именно инновации внедряются в нашей новой школе - чем меньше жертвенного служения учителей своим ученикам и своей стране, тем больше преступлений; чем больше будет коммерциализироваться образование, тем чаще мы будем слышать о "мертвых душах", о подтасовках ЕГЭ и т. д.

    К сожалению, идея служения постепенно уходит из нашего сознания, заменяясь на идею коммерческого успеха. До революции не говорили "работать учителем", говорили "служить учителем". До сих пор в ходу словосочетание "государственный служащий", которая напоминает нам об идее служения своей стране и своему народу.

    Никто не спорит с тем, что труд учителя должен достойно вознаграждаться, что школы должны хорошо оснащаться, что образование должно первостатейно финансироваться. Но самое главное - учителя должны быть готовы служить "не за страх, а за совесть". То же самое можно сказать и о врачах, и о военных, и о государственных служащих, и о многих других профессиях. В этих сферах деятельности мало что можно решить только за счет высоких зарплат, хорошего финансирования и полицейских мер. Нужно нравственно оздоравливать все общество. Иван Андреевич Крылов мудро написал: "В ком есть и совесть и закон, / Тот не украдет, не обманет, / В какой бы нужде ни был он; / А вору дай хоть миллион - Он воровать не перестанет".

    Поделиться