28.07.2011 23:40
    Поделиться

    Роспотребнадзор советует пострадавшим от утечки конфиденциальной информации обращаться в суд

    Утечка конфиденциальной информации в Интернете - всю последнюю неделю остается в тройке самых обсуждаемых в российских СМИ тем. Наконец свою позицию по этому поводу сформулировал Роспотребнадзор, поскольку во многих случаях речь идет о распространении персональных данных граждан, пользующихся услугами интернет-магазинов.

    На своем официальном сайте ведомство разъяснило пользователям интернет-магазинов их права при дистанционных продажах и как в этом случае законодательство защищает эти права.

    Отношения между продавцом и покупателем в случае дистанционной торговли (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других средств) регулируются Законом "О защите прав потребителей" и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

    При заключении договора о реализации товаров дистанционным способом продавец, как правило, запрашивает у потребителя следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, номере основного документа, удостоверяющего личность покупателя и другую информацию, которая относится к персональным данным.

    В этой связи, подчеркивают в Роспотребнадзоре, "продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий". Причем эти требования есть как в законе о персональных данных, так и в Правилах продажи. В случае невыполнения этого требования продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем. И потребитель может смело обращаться в суд.

    При этом в Роспотребнадзоре обращают внимание на важную деталь закона о защите прав потребителей: под потребителем понимается не только гражданин, покупающий товар, но и тот, кто только намеревается приобрести или заказать товар или уже использует товар для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    "Поэтому предъявить требования, связанные с возмещением имущественного или морального вреда, причиненного вследствие нарушения требований по обработке персональных данных, может любой покупатель, чьи персональные данные находятся в свободном доступе, как заключившего договор, так и оставившего соответствующую заявку продавцу", - говорится в заявлении Роспотребнадзора.

    Только в одном случае продавец может быть освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по сохранности персональной информации - если докажет, что утечка произошла вследствие "непреодолимой силы". Например, урагана или землетрясения. Обращаясь в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного вашей личности и имуществу, ссылайтесь на статьи 13 и 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" и главу 59 Гражданского кодекса РФ, советуют в Роспотребнадзоре.

    Поделиться