31.07.2011 23:38
    Поделиться

    Министр обороны Польши подал в отставку после публикации отчета о причинах авиакатастрофы самолета президента Качиньского

    В конце прошлой недели в отставку подал министр обороны Польши Богдан Клих. Так высокопоставленный чиновник отреагировал на публикацию отчета польской правительственной комиссии о результатах расследования авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, в которой погиб в том числе президент Польши Лех Качиньский.

    "Я покидаю свой пост, чтобы никто не мог сказать, что в такой трудной ситуации мне не хватило мужества", - объяснил Клих свое решение. Также он заявил, что "не хочет препятствовать совершенствованию организации визитов первых лиц государства и работы 36-го авиационного спецполка".

    Глава правительства Польши Дональд Туск принял отставку Клиха. При этом премьер уверен, что министр не виноват в том, что произошло под Смоленском. Однако он решил поменять главу минобороны, так как доклад правительственной комиссии рекомендует сделать ряд перестановок в министерстве. Туск также заявил, что виновных в крушении лайнера установит польская прокуратура.

    В обнародованном польском докладе причиной трагедии названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости снижения в метеорологических условиях, не позволяющих установить визуальный контакт с землей, и запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла и, как следствие, потере управляемости самолета и столкновению с землей.

    Отчет, содержащий 300 страниц, журналистам представили члены правительственной комиссии во главе с министром внутренних дел Польши Ежи Миллером. В течение 14 месяцев 34 эксперта, среди которых 12 военных, изучали показания свидетелей, записи "черных ящиков", переговоров пилотов и диспетчеров и т.д.

    Эксперты указали множество недостатков в обучении и принципах организации полетов 36-го специального авиаполка, который перевозит высших должностных лиц Польши. Что касается конкретного полета 10 апреля 2010 года, члены комиссии сообщили, что уровень профессионализма экипажа представлял угрозу его безопасности. Подготовка командира воздушного судна, второго пилота и штурмана проводилась в спешке, не методически и с нарушением положений документов, нормирующих этот процесс.

    Как сообщил журналистам Ежи Миллер, комиссия изучила также полет Ту-154, на котором 7 апреля 2010 года в Смоленск прилетел премьер-министр Дональд Туск. По его словам, в полетах 7 апреля и 10 апреля, когда разбился президентский лайнер, все было одинаково: тот же самолет, экипаж почти такой же, и обучение, и состояние аэродрома. Единственное, что было разным, - погодные условия. Этот фактор оказался решающим.

    комментарий

    Томаш Хыпки, шеф национального авиационного совета Польши:

    - Я не нашел в этом докладе ничего нового. Все факты, которые там представлены, уже были известны. К тому же должен сказать, что тут был некий конфликт интересов: в подготовке доклада участвовали люди, которые так или иначе имели отношение к этой катастрофе. Например, руководитель комиссии Мирослав Гроховски с 2007 года отвечает за безопасность полетов. И он участвовал в расследовании авиакатастрофы. Я не знаю, насколько точным может быть рапорт, когда кто-то выступает судьей в собственном деле. Вот, например, комиссия решила, что экипаж не собирался садиться, он только хотел сделать пробный заход. Но этому нет никаких подтверждений ни в стенограммах, ни в других документах. Так же как и тому, что экипаж нажал на кнопку "уход" на высоте сто метров. Судя по презентации доклада, комиссия делала ошибочные выводы, гипотезы представила как факты. Некоторые разделы были готовы еще в феврале, но, по-моему, с публикацией специально тянули до лета, когда большинство людей отдыхают и их не интересует политика. Теперь мы увидим, будут ли сделаны какие-то выводы. Что касается политических выводов - тут все зависит от премьер-министра Дональда Туска. Ну а с точки зрения военной, если какие-либо выводы могли быть сделаны, то это уже случилось.

    эксперты

    Леонид Слуцкий, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам:

    - Представленные результаты работы польской комиссии являются лишь попыткой сгладить наиболее болезненные для Польши моменты в докладе МАК. Можно сколько угодно проводить дополнительные расследования, но все их результаты будут тождественно равны выводам доклада МАК. Именно поэтому нужно просто отправить эту трагическую ситуацию в историю.

    Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации":

    - Самое главное, что польская сторона подтвердила в своем документе: экипаж в самом деле не был должным образом подготовлен. А государственный орган, в составе которого состоит эта авиация, перевозящая первых лиц государства, то есть министерство обороны, не выполнил до конца своих функций, предусмотренных правилами ИКАО - международной гражданской авиации. У пилотов есть жестко прописанные правила: если на высоте принятия решения ты не установил надежного визуального контакта с взлетно-посадочной полосой или ее огнями, ты обязан - и дальше без вариантов - дать взлетный режим двигателям, убрать шасси и уйти на запасной радар. В данном случае польский летчик не имел права снижаться. Это главная ошибка и главное нарушение фундаментальнейшего авиационного правила, прописанного в гражданской авиации любой страны и ИКАО.

    Между тем

    Причиной крушения лайнера Air France, потерпевшего катастрофу над Атлантическим океаном в 2009 году, также могла стать недостаточная подготовка пилотов. Об этом говорится в опубликованном в конце прошлой недели докладе французского управления по расследованию происшествий в гражданской авиации (BEA). Пилоты не установили, что самолет теряет высоту, и не отреагировали на повторявшийся в течение минуты сигнал о приближении к режиму сваливания в штопор. Кроме того, летчики направили нос самолета вверх, а не вниз, как было положено. Жертвами той авиакатастрофы стали 228 человек.

    Поделиться