В Театре "На Литейном" появилась трилогия о Петербурге и петербуржцах

Театр открыл новый сезон премьерой "Жар" по произведениям Татьяны Москвиной. Как заявлено в программке: "Место действия - Петербург! Июнь! Жара!" Это завершающая часть трилогии, поставленной режиссером Романом Смирновым.

А началось все в 2008 году с постановки "Квартирник. ХХвост - всему голова", получившей высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит". "Квартирник" - это домашний концерт, где поют песни, которые пел Алексей Хвостенко, или Хвост, личность насколько легендарная, настолько и неоднозначная. Поэт, писатель, музыкант, художник, в 1960-х - лидер ленинградского андеграунда. В 2010 году появилось продолжение - театральное действие "Тень Города", в авторах которого значатся Достоевский, Пушкин, Хармс, Бродский, Довлатов, Соловьев-Седой, Курехин и еще многие петербуржцы и гости нашего города (всего около 50 имен) - от хрестоматийных персонажей до простых людей, наших современников.

На Литейном, 51

Российская газета: Роман, почти 3 года ушло на создание спектаклей. Изначально была задумана именно трилогия?

Роман Смирнов: Нет, это как-то само сложилось. Меня пригласил Александр Гетман, худрук Театра "На Литейном". У него была давняя мечта сделать нечто музыкальное по произведениям Алексея Хвостенко, с которым он был знаком.

Когда-то Товстоногов говорил нам, своим студентам, что хороший артист играет действие в сцене, талантливый артист играет сквозное действие, спектакль насквозь, а гениальный актер играет тему. А тема есть содержание собственной личности. Гениальных актеров единицы: Олег Даль, Высоцкий. Цой, Хвостенко не раскрашивали песни, каждое слово, в них жила тема. Мы долго искали с ребятами, как можно высказать свое личное посредством песен, а не роли придумывать и раскрашивать их песенками. Я не был уверен, что мы найдем свой ход. Пробовали задействовать театральные декорации, рисовали с художником эскизы. И вдруг поняли, что та музыкальная и художественная плоть, которая складывается, не нуждается ни в каких "костылях". Поскольку спектакль мы назвали "Квартирник", он происходит здесь и сейчас, на Литейном, 51 (в самом начале это даже декларируется текстом Хвостенко), мы решили освободить театр от намеков на условные декорации, для того чтобы пообщаться друг с другом через творчество Хвостенко. Спектакль стал и для меня, и для ребят неким открытием, что-то с нами произошло.

Непарадный Санкт-Петербург

РГ: Вместе со мной все три спектакля смотрела одна известная петербургская актриса. Народная артистка восхищалась: "Какие талантливые ребята! Все поют, танцуют, великолепно играют на разных инструментах. Наверное, это один курс? Чей?" А один из критиков написал: "Роман Смирнов в своей трилогии сделал сложное дело: он "оживил", буквально расколдовал актеров театра "На Литейном", вдохнул жизнь и радостную творческую энергию в этот театр".

Смирнов: Нет, это не курс (такое ощущение у многих, кстати). Актеров мы не выбирали. На первую репетицию собралась почти вся труппа. Я показал видео, книги Леши Хвостенко, дал послушать аудиозаписи. И предложил: будем репетировать с теми, кто хочет, кому это близко. Без обид. Соберем компанию, где всем было бы по-настоящему интересно. И она постепенно сложилась. Я рассчитывал, что будет достаточно 5-6 актеров разных типажей, но желающих оказалось больше. Помимо музыкантов у нас 12 актеров, они не только играют, поют, но и участвовали в создании инсценировки.

Когда закончилась работа над "Квартирником", нашей компании было жалко расставаться. И мы взялись за новую работу. У меня давно была идея сделать что-то озорное, посвященное нашему городу. Парадный Петербург, который запечатлен на открытках, мягко говоря, не совсем тот город, который я люблю. Существует и некий маргинальный Петербург, бывший "сайгоновский". Я влюблен в этот город, считаю его уникальным, неповторимым. Здесь каждый сантиметр насыщен грандиозной творческой энергетикой, с которой интересно работать, жить. Мне приходилось жить в других городах: переезжал на 5 лет в Москву, год жил в Америке, год в Германии, но каждый раз с радостью возвращался в наш родной Петербург.

Во втором спектакле мы используем огромный материал: от анекдотов, сочиненных чуть ли не от сотворения города, до классической литературы, до поэзии обэриутов. Основой хотелось сделать литературу и музыку моих друзей, с которыми я провел юность (многих уже нет в живых), - музыкантов нашего рок-клуба, писателей. Это реквием по городу.

РГ: На афише спектакля "Жар" написано: "От создателей спектаклей "Квартирник" и "Тень Города". Как в кино!

Смирнов: Мы так схулиганили, чтобы зрители знали, что это не просто очередная постановка очередного режиссера в случайном театре, а художественная программа. Решили органично завершить трилогию - поговорить со зрителем о нашем времени. Взяв киносценарий Татьяны Москвиной "Конечно, Достоевский", я "разложил" героев на наших актеров и был потрясен, насколько точно роли ложатся на них. Что называется, звезды были за нас. У Москвиной, талантливого драматурга, создана талантливая галерея типов, а у нас талантливая труппа, разными типажами обладающая. Такое ощущение, что именно на этих актеров и написано. Когда-то мы с Татьяной и Сергеем Шолоховым грезили снять кино по этому сценарию, я даже писал режиссерскую заявку, но понял, что возможности сделать это придется ждать бесконечно...

РГ: В финале спектакля "Жар" звучит песня Виктора Цоя. Почему?

Смирнов: Уж очень она про наше время. Виктор написал текст песни, но она не была спета им. Мы сделали аранжировку и решили завершить ею спектакль.

Про свое для своих

РГ: Помнится, одно время вы занимались документальным кино.

Смирнов: Если я что-то делаю, то стараюсь, чтобы это было связано с реальной жизнью, выбрать для себя наиболее удобную форму высказывания: театр или литературу, журналистику или кино. Самовыражаться мне не интересно. У меня нет амбиций режиссера, журналиста, вообще человека с надутыми щеками. Я занимался кинодокументалистикой, когда вся страна ждала перемен, и я это делал, чтобы помочь людям разобраться в том, что происходит вокруг. Но сейчас люди заняты другим. Я и книги писал - вышла "Люди, львы, орлы и куропатки". Десять лет не может выйти вторая книга. Мои мысли не актуальны, теперь все развлекаются, в веселое время живем. Книга ходит "по рукам" - по Интернету, и я узнаю свои мысли в цитатах даже у Никиты Михалкова.

РГ: О чем она?

Смирнов: О жизни. По форме ближе к дневникам. Как "Опавшие листья" Розанова с собственными комментариями спустя какое-то время. Одно издательство предложило мне: "Соедини все это сюжетом, мы издадим". Нет, пусть лучше полежит, придет для нее время.

РГ: Что-то новое задумали?

Смирнов: Мы говорили с Гетманом, что нелепо было бы нам сейчас разойтись, хочется с этой группой актеров работать и дальше. Есть несколько идей, надо выбрать наиболее точную. Меня интересует творчество моих друзей, моего поколения: Пелевина, Крусанова, Москвиной. Сейчас, как мне кажется, нужно говорить про свое. И для своих. А не в очередной раз о чем-то вечном. Не то время, по-моему.