Проблемы внутрироссийского туризма находятся в прямой зависимости от внутренних авиаперевозок. "Сегодня одной из основных проблем, которая возникает на рынке внутреннего туризма в России, является нехватка низкобюджетной авиапепевозки, недостаточное количество межрегиональной перевозки", - считает руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков. По его мнению, чтобы добраться из одного региона в другой, которые находятся недалеко друг от друга, туристу нужно лететь через крупные региональные хабы, а то и через Москву, тратя большие деньги и много времени. "Это, безусловно, тормозит развитие внутреннего туризма в стране", - считает Александр Радьков.
Однако внутренние авиаперевозки финансово непривлекательны даже для крупных российских перевозчиков, отмечают участники конференции "ФИНАМ". "Для отечественной гражданской авиации (авиакомпаний) перевозки на внутренних линиях в 2010 году, по данным ГосНИИ гражданской авиации, дали отрицательную рентабельность на уровне 9,8%, - говорит редактор аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Авиакомпании выполняют социальную миссию, возя сограждан внутри страны за свои деньги". Эксперт отмечает, что главная проблема в настоящий момент заключается в формировании таких условий, при которых внутренние авиаперевозки станут рентабельными. Тогда перевозчики будут активно развивать это направление, и станут появляться региональные компании".
Сегодня дороговизна перелетов является одной из серьезных причин, негативно влияющих на развитие внутреннего туризма считают в правительстве РФ. Приобрести билеты на зарубежные курорты получается существенно дешевле, чем на российские. В связи с этим правительство решило разобраться с ценообразованием на авиарейсы в целом и поручить Министерству финансов и Министерству экономического развития РФ рассмотреть вопрос о взимании НДС для внутренних авиаперелетов.
"У государства сейчас есть пара инструментов, с помощью которых можно немного поправить экономику внутренних перевозок: отмена НДС и возврат "невозвратных" тарифов", - считает Олег Пантелеев. По его мнению, при отрицательной рентабельности полетов на внутренних воздушных линиях отмена НДС позволит получить рентабельность 1-2% и некоторое время не повышать тарифы при росте издержек. "Вероятно, с отменой НДС на внутренние воздушные перевозки ситуация с региональными перевозками может немного улучшиться, однако ощутимого прогресса можно будет достичь в долгосрочной перспективе", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
Между тем многие участники рынка не раз высказывались, что для развития внутренних авиалиний нужны новые игроки, в том числе иностранные. Однако здесь эксперты разошлись во мнениях. "Для иностранных авиакомпаний в России отсутствует необходимая инфраструктура и, самое главное - платежеспособный спрос", - считает аналитик "Финамаэро" Алексей Захаров. По его мнению, авиакомпании с восторгом пойдут на линию "Москва-Санкт-Петербург", но вот летать из тмутаракани в Урюпинск не будут.
"Допуск иностранцев законодательно невозможен", - отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его мнению, любой процесс должен быть взаимным. "Если мы допускаем в свое небо иностранцев, то и они должны будут допустить к себе наших перевозчиков. Но сейчас они к этому не готовы, а, наоборот, придумали экологические квоты, чтобы со следующего года ограничить присутствие иностранцев в небе Европы", - говорит он . В то же время эксперт уверен, что на наш рынок иностранцы готовы войти уже сейчас, поскольку у нас самые высокие в мире темпы роста объемов перевозок. "Но тогда и правительству РФ придется уменьшить налоговую нагрузку и таможенные сборы для наших авиакомпаний, иначе они станут неконкурентоспособны на внутреннем рынке", - резюмирует Роман Гусаров.
Эксперты единодушны: развитие внутренних авиаперевозок требует поддержки со стороны государства, и прежде всего в сфере обновления парка воздушных судов. Однако, по их мнению, предлагаемый запрет на эксплуатацию Ту-134 и Ан-24 - слишком кардинальная мера, способная окончательно загубить региональных перевозчиков. "Государство должно помочь авиакомпаниям обновить парк воздушных судов, а не препятствовать этому, - говорит Роман Гусаров. - Те самолеты, которые соответствуют нормам летной годности, должны отлетать свой век до окончания ресурса. В противном случае мы распрощаемся с остатками региональной и местной авиации уже в следующем году". Поддерживает коллегу и Олег Пантелеев, считая, что если действительно будет введен запрет на эксплуатацию Ту-134 и Ан-24 на регулярных рейсах, то выполнение полетов в рамках чартерных программ - это единственный шанс не оставить без авиасообщения сотни населенных пунктов за Уралом. Но в таком случае можно будет говорить не о снижении, а о росте цен. Стимулировать перевозчиков необходимо "пряником", уверен он. "Авиакомпании не имеют необходимых ресурсов: ни финансовых, ни кадровых - чтобы за 6 месяцев законтрактовать новые самолеты, подготовить персонал, всю наземную инфраструктуру и начать безопасно и эффективно летать на чем-то другом. Процесс смены поколений воздушных судов должен проходить естественно, авиаперевозчики должны сами решать, в какой момент переходить на новые самолеты", - подчеркнул Олег Пантелеев.