01.08.2011 23:03
    Поделиться

    Юрий Богомолов: У нас нет ни одного объективного ток-шоу и ни одной толковой говорящей головы

    Чем жарче лето, тем тоскливее эфир. Почти все общественно-актуальные программы разбежались по отпускам. Разве что "Открытая студия" на 5-м по будням старается поддержать градус азартной полемики.

    Обещанные пилоты новых ток-шоу задерживаются с выходом на публику. Зато с повторами старых шоу и сериалов проблем нет.

    ТВ отдыхает

    Понятно, телеведущим, как и часовым, полагается смена. Но передачи, как и посты, не могут себе позволить закрываться. Потому и вопрос: насколько оправданы летние (как, впрочем, и зимние) каникулы для аналитических и публицистических программ? Добро бы сама общественно-политическая жизнь вкупе с "социалкой" уходила в отпуск на месяц или два. Но ведь она не уходит. Она-то существует по законам беспрерывного производства. Как сталелитейная индустрия. Жизнь длится, несмотря на времена года, не принимая во внимание погодные аномалии, не оглядываясь на календарные праздники.

    Вот случилась потрясшая страну трагедия, имя которой - "Булгария". За ней - бойня под названием "Брейвик", сотрясшая весь мир. Весь июль катила в глаза финансовая катастрофа, связанная с возможным дефолтом в США. Это только самые резонансные потрясения. А была еще такая мелочь, как скандал в Великобритании под кодовым названием "Мердок". Или волна преступлений на почве педофилии...

    Все это было в центре общественного внимания, но не в фокусе первых трех федеральных каналов.

    С другой стороны, как подумаешь, что мы увидели бы и услышали бы, вернись в эфир Максим Шевченко, Владимир Соловьев и Сергей Минаев со своими авторскими шоу-базарами... Так, может, оно и лучше, что эти господа по сию пору греются на солнышке и приятно проводят время вдали от микрофонов и телекамер.

    Хорошо это в данном конкретном случае. Но вообще-то не дело, что на всякие пожарные случаи у нас нет ни одного объективного ток-шоу и ни одной толковой говорящей головы. И так, чтобы с высоким рейтингом доверия и без подмоченной "кредитной истории".

    Впрочем, где ж такую голову взять? С какой сырости ей завестись в эфире, где делается ставка в основном только на пропагандистские программы и на публицистическое давление.

    Еще в начале сезона жила и развивалась программа, альтернативная петушиным боям Владимира Соловьева и Сергея Минаева. Это передача Андрея Макарова "Справедливость" на РЕН ТВ. Но уже в середине осени она ушла из эфира. Вернее, ее "ушли".

    Обещали вернуть на Первый уже этим летом. Но что-то пока ее и на горизонте не видно.

    Что за горизонтом?

    "Горизонтом" можно было бы счесть видеоанонсы, предваряющие скорое появление на телеэкране того или иного проекта. Как в случае с грядущей премьерой на канале "Россия 1" ток-шоу "Исторический процесс". В правой половинке экрана из темноты и клубов рассеивающегося дыма (очевидно, пожарищ минувших войн и революции) является историк Николай Сванидзе. А в левой части ящика возникает демоническая личность - Сергей Кургинян. И оба сурово поблескивают стеклами своих очков.

    Нетрудно догадаться, что мы увидим нечто подобное "Суду истории", проекту, благополучно почившему на 5-м минувшей осенью. Только теперь у Сванидзе будет другой статус: он не судья, он в одном случае адвокат, в другом - прокурор. Как и его оппонент Кургинян.

    Если исторические тяжбы впереди, то современные коллизии уже которую неделю в эфире на канале РЕН ТВ в шоу "Сергей Доренко: Русские сказки". Шоумен их называет "страшными", но тут же готов успокоить нас: "Не бойтесь сказок, жизнь страшнее".

    Само собой: страшнее. Но сказочник старается не отстать от жизни. Он нас пугает голосом, категорическими инвективами. Он повторяет их по нескольку раз, чтобы мы прониклись ужасом грядущей катастрофы. Попутно старается оставить впечатление, что в этом море хаоса и бесчинств он, Доренко, последняя надежда и опора живущих на Земле.

    Он главный герой своего романа. Того, что сочиняет прямо в студии. Ему не нужны оппоненты. И пожалуй что не надобны соратники и сподвижники. Он разыгрывает действо внутри себя. Как романист. При необходимости становится на сторону злодея и от его имени витийствует. Потом его же побеждает и уничтожает. Разумеется, морально. У него в студии, если появляются персонажи со стороны, то исключительно для того, чтобы продублировать его, доренковскую, позицию. У него в студии сидит девушка-редактор в качестве собеседницы. Но это фальшивая собеседница. Она скорее поклонница его начальнического таланта. Она, как те юноши и девушки на корте, что подбирают отлетевшие мячики и возвращают их в игру - торопливо и услужливо.

    Внимая нынешним сказкам господина Доренко, не просто отрешиться от его былого образа - меткого информационного киллера. Образ фонит. Но это не самая серьезная помеха в восприятии его новой личины. Есть помеха посерьезнее - его упоение собой: своей прямотой, своей отвагой, своей риторической мускулистостью. Все это по-другому называется "нарциссизм". И, надо признать, он эффектен. На безрыбье. Господа Пиманов и Караулов со своими занудно-тоскливыми программами ему не конкуренты.

    К слову, о конкуренции.

    Чем ответит Малахов?

    Конкуренция заметно обострилась в этот мертвый сезон между двумя таблоидными программами - "Пусть говорят" на Первом и "Прямой эфир" на "России".

    Достигнув невиданной рейтинговой вершины, Малахов явно сбавил обороты. Все его последние желтоглазые программы не слишком сенсационны и недостаточно скандальны. А соперник Михаил Зеленский наступает ему на пятки.

    Первый выдает 21 июля в эфир шоу, посвященное юбилею Александра Буйнова, не дав понять зрителю, что это запись годичной давности. А четыре дня спустя мы видим ток-шоу на "России", посвященное второму рождению певца после его смертельной болезни.

    "На опережение" сыграл Зеленский, вытащив на свет божий скандал в семействе Марии Шукшиной. Чем ответит Малахов? А тем временем ведущий "Прямого эфира" забивает еще один "гвоздь". Понедельничный выход Зеленского к зрителям - это разборка с загадочной смертью девушки из коллектива "На-На".

    Чем ответит Малахов? Желтое. Еще желтее. Это, наверное, самая большая интрига в эфире отечественного ТВ.

    Впрочем, была еще одна на этой неделе смешная интрига. Но уже на сугубо музыкально-развлекательном поприще. В то время как Первый потчевал зрителей повторами "Двух звезд" и "Большой разницы", "Россия" окатила их "Новой волной".

    Хотя "новой" юрмальская волна была относительно. Я имею в виду уровень попсовиков-дебютантов. Но ведь и творческие подвиги старожилов Юрмалы не отличались новизной. Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но конкурсы молодых вокалистов кажутся всего лишь поводом для того, чтобы старая гвардия нашей эстрады смогла повидаться, понарциссировать и просто вкусно провести время.

    Поделиться