На встрече с учеными-экономистами Российской академии наук в июле текущего года председатель правительства РФ Владимир Путин отметил, что решено актуализировать Концепцию социально-экономического развития страны до 2020 года. Документом определены такие долгосрочные цели, как повышение благосостояния граждан страны, динамичное развитие экономики, и др. Уверен, что продуманная и целенаправленная промышленная политика является одним из инструментов достижения указанных целей.
Специалисты ТПП России еще в 2007 году разработали и предложили на рассмотрение правительства и депутатов концепцию базового федерального закона о промышленной политике. В то время как раз подступал мировой финансовый кризис, и четкие меры государственной поддержки промышленности были просто необходимы. Однако ввиду пассивной позиции Минпромторга России, который по логике должен выступать "локомотивом" в решении данного вопроса, законопроект до сих пор находится без движения.
Не секрет, что зачастую региональное законодательство опережает федеральное. Такая ситуация, к сожалению, складывается и здесь. Нами изучен положительный опыт действия региональных законов о промышленной политике. Так, 12 областей из 18, входящих в Центральный федеральный округ, приняли с 1999 по 2005 год соответствующие законы. Выделю некоторые из них: "О промышленной политике Калужской области", "Об основах промышленной политики Ярославской области", "О промышленной политике в Тульской области" и др. Действуют аналогичные законы в Москве и Санкт-Петербурге. Механизм и инструменты реализации промышленной политики могут варьироваться в отдельных регионах в зависимости от уровня их экономического и социального развития.
За январь - апрель 2011 года, по информации Росстата, объемы промышленного производства выросли всего на 5,5%. А в нынешнем мае по сравнению с маем 2010 года прирост промышленного производства составил 4,1%, в том числе обрабатывающих производств - 5 процентов. Слабое расширение промышленного производства можно объяснить отсутствием заметного роста как внутренних, так и экспортных заказов, общим состоянием глобальной промышленности и торговли.
Это, как представляется, следствие того, что рост числа новых заказов слабее роста объемов производства. Видимо, компании будут вынуждены ограничивать рост производства, чтобы сбалансировать его с умеренным ростом спроса.
От экономических и политических предпосылок разработки проекта закона о промышленной политике перейдут к собственно тем решениям, которые предлагаются проектом, а также к предложениям ТПП России по его доработке. Проект, кстати, был разослан по системе торгово-промышленных палат страны, которых насчитывается 174, и в целом на него были получены положительные отзывы.
Итак, под "промышленной политикой" законопроектом предлагается понимать систему правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации. Также проект перечисляет субъектов такой политики, дает определение "промышленному кластеру" (группа локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества) и др.
Проект определяет цели и задачи промышленной политики, среди которых поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности, обеспечение занятости населения, создание и обновление рабочих мест, сохранение и охрана окружающей природной среды.
В проекте закона проводится разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики. Предусматривается формирование Национального промышленного совета, который создавался бы при участии субъектов промышленной политики путем квотного представительства их участников.
Одна из "ключевых" точек проекта - регулирование форм, условий и порядка поддержки субъектов промышленной деятельности (финансовая, имущественная, информационная, в области обучения и др.).
Безусловно, данный проект должен являться рамочным документом и определять лишь основные направления развития промышленности. Затем путем точечных поправок в законодательство должны быть отрегулированы конкретные инструменты поддержки отраслей промышленности.
Теперь о том, какие возможные направления по доработке проекта выделяет ТПП России.
Полагаю, что одной из функций указанного выше совета должна стать предварительная оценка последствий применения мер, направленных на обеспечение промышленного развития. Для этого может быть сформирована экспертная комиссия или привлечена независимая экспертная организация.
В состав такой экспертной комиссии на паритетных началах могли бы входить представители государственных органов, независимые эксперты, представители системы торгово-промышленных палат, союзов (ассоциаций) производителей, саморегулируемых организаций.
Отдельные статьи проекта закона необходимо посвятить вопросам малого и среднего бизнеса в промышленности. Роль таких предприятий в сфере промышленного производства, к сожалению, сегодня крайне низка.
Из общего количества субъектов МСП (более 5,76 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) деятельность в указанной сфере осуществляют около 11% малых предприятий. При этом доля средних предприятий, работающих в промышленности, составляет около 27%. К числу основных факторов, сдерживающих рост производства и создание новых предприятий, относятся: нехватка финансовых ресурсов, отсутствие промышленных площадок, длительные процедуры согласования инвестиционных проектов и др.
Для исправления ситуации нужно внести поправки в Земельный кодекс РФ в части определения особенностей предоставления земель для размещения промышленных площадок и технопарков, распространить упрощенную систему налогообложения на организации легкой и текстильной промышленности и др.
Кроме того, возможно предусмотреть в проекте, что в случае возникновения споров между субъектами промышленной политики они разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации не только в государственных арбитражных судах, но и в третейских судах, созданных при торгово-промышленных палатах.
В настоящее время для доработки базового федерального закона о промышленной политике при профильном комитете Государственной Думы создана рабочая группа. В ее состав вошли представители ТПП России. Будем стараться осенью 2011 года доработать проект с учетом позиции правительства, депутатов, объединяемых палатой деловых кругов с тем, чтобы новый закон заработал как можно скорее.