Избранникам истории двух империй - Российской и Советской - посвящен совместный выставочный проект Исторического и Русского музеев "Избранники Клио. Перед судом истории", с которым гости могут познакомиться до сентября.
На выставке портреты "избранников" - начиная с образа великой княгини Киевской Ольги и заканчивая портретом генсека Черненко - соседствуют с полотнами на сюжеты русской истории X-XX веков.
И это соседство плюс небольшое мемориальное собрание личных вещей - простреленное пальто Владимира Ленина, гимнастерка легендарного Николая Островского, парадное платье дипломата Александры Коллонтай, концертный костюм Евгения Светланова, смокинг нобелевского лауреата 1956 года по химии Николая Семенова, куртка летчика-космонавта Владимира Джанибекова и перчатка Светланы Савицкой, которой она пользовалась во время работы в открытом космосе, - придает экспозиции особую реальность и глубину.
Некоторые картины демонстрируются впервые. Как, например, неизвестный ранее портрет Александра Керенского, написанный русским художником-эмигрантом Сергеем Мако по заказу "бабушки русской революции" Екатерины Брешко-Брешковской в 1923 году.
Министр и премьер Временного правительства запечатлен стареющим полуслепым человеком с книгой в руках. Если эта работа не могла демонстрироваться по политическим причинам, то картина К.Ф. Юона "Первое появление В.И. Ленина в Смольном 25 октября 1917 года" (1927) оставалась неизвестной скорее по художественным: лица вождя и его соратников имеют так мало сходства с оригиналом, что главный цензор Иван Товстуха угрожал художнику "Бутыркой". Сотрудники ГИМа разыскали полотно в Русском музее завернутым на швабру. Потребовалось три экспертных совета, чтобы подтвердить авторство Юона, зато теперь картина возвращается в культурный оборот.
- В отличие от Ленина Сталин никому не позировал. Материалом для его иконографии служили фото, прошедшие цензуру, - говорит один из авторов выставки Татьяна Колоскова. - Когда к 20-летию Октябрьской революции был организован закрытый конкурс на портрет Сталина с 1-й премией в 15 тысяч рублей, условия были жесткие: сделать работу за 3 месяца, основываясь на 10 кадрах хроникального фильма "Речь товарища Сталина". Первая премия не была присуждена. Предпочтение отдавалось работе В. Мешкова, выполненной углем и сангиной. Но ее не осмелились наградить по причине "слишком четкой, почти натуралистической разработки отдельных подробностей лица и слишком мрачного фона".