Новости

02.08.2011 00:44
Рубрика: Экономика

Двенадцать стратегий

Виктор Христенко о приоритетах развития автопрома, авиастроения и фармацевтики

Устойчивое развитие реального сектора экономики - основа стабильности и стратегической ориентированности федерального бюджета на 2012-2014 годы.

Наше министерство строит свою работу на основе отраслевых стратегий развития. Каждая из них - результат государственно-частного партнерства. В базе три принципа: единство целей, разделение рисков и объединение усилий государства и бизнеса. Основная цель каждой стратегии - повышение конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешнем рынках.

На сегодняшний день принято 12 стратегий: лесной комплекс, легпром, авиа- и судостроение, электронная промышленность, металлургия, химия, автопром, фармацевтика, а также трансмаш, тяжмаш и энергомаш. В совокупности эти документы и есть промышленная политика.

Каждая стратегия - это понятные и прозрачные цели и задачи, определяющие развитие отраслей на годы вперед. Там же учтены основные инструменты достижения результата. Это и программное финансирование - ФЦП, и непрограммные расходы.

Реализация отраслевых стратегий прошла три этапа - формирование промполитики, антикризисное реагирование, выход на докризисные тренды развития. Это отразилось в динамике бюджетных расходов.

Первый этап - с 2004 по 2008 год - разработка и начало реализации промполитики. Здесь формировался комплекс инструментов государственно-частного партнерства, были определены долгосрочные приоритеты, стартовало активное бюджетное финансирование ключевых направлений. Это этап постепенного наращивания объемов промпроизводства и выхода на пиковые значения в первой половине 2008 года.

Понятно, что стратегии разрабатывались исходя из долгосрочных прогнозов экономического развития, которые не учитывали шоков, подобных кризису 2008-2010 годов. Поэтому второй этап - антикризисное реагирование - это в том числе меры по обеспечению финансовой устойчивости системообразующих предприятий, поддержка спроса и инвестиционной активности. В целом нам удалось недопустить критического отклонения отраслей от заложенных траекторий развития.

Это потребовало соответствующего увеличения бюджетных расходов. В 2009 и 2010 годах расходы антикризисной направленности составляли 53% и 25%, соответственно. Антикризисные инструменты поддержки отрасли, доказавшие свою эффективность, были сохранены и включены в бюджет 2011-го и последующих годов как плановые инструменты развития. Сегодня можно сказать, что выход большинства отраслей на докризисный уровень состоится в 2013-2014 годах.

Описанные тенденции нашли свое отражение в динамике и объемах расходов министерства. Пик расходов пришелся на 2009 год и в последующие годы - плавный "спуск". Это снижение обусловлено прежде всего прекращением антикризисного финансирования. В то же время основные модернизационные программы либо выходят на пик финансирования в 2011-2013 годах (авиация, ЭКБ, ГМТ), либо только начинают разворачиваться (фарма, подпрограммы НТБ).

Президентская программа утилизации химоружия со следующего года начинает постепенно сворачиваться, пройдя пик финансирования.

Отраслевые стратегии и ФЦП увязаны по приоритетам, срокам и динамике и объемам финансирования. Для нас крайне важно сохранение ритмичности финансирования целевых программ и своевременное начало их реализации. Поэтому у нас пока сохраняются некоторые разногласия с минфином, но я думаю, в ближайшее время они будут преодолены.

Кроме того, сейчас идет работа по интеграции всех видов расходов в рамках государственных программ. Минпромторг формирует пять таких госпрограмм: авиация, судостроение, фарма, электроника и большая госпрограмма по развитию остальных отраслей промышленности. Эта работа будет завершена в следующем году. Хотел бы остановиться на трех примерах реализации такого системного подхода.

Автомобильная отрасль - яркий пример реализации продуманной стратегии развития. С апреля 2010 г. рост рынка "месяц к месяцу" выражается в двузначных цифрах. 9 из 10 моделей автомобилей - лидеров продаж в легковом сегменте выпущены в России.

Растут инвестиции - в прошлом году - более 1,5 млрд долл (Хюндай, Магна, Пежо/Ситроен). Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий и последовательности государственной политики при реализации соглашений по "промсборке".

По итогам 2010 года рынок легковых автомобилей вырос на 29,9% (31,4%), практически достигнув отметки в 1,76 (1,9) млн штук. Одновременно произошел 2-кратный рост производства легковых автомобилей в России (1,2 млн штук). Впечатляющие темпы роста сохраняются и в этом году. А уже за 5 месяцев 2011 года (январь-май) - это 0,93 млн автомобилей (+60,7% к 2010 году). Фактически мы возвращаемся к объемам докризисного 2007 года, но с совершенно другой структурой рынка и внутреннего производства, с новым обликом отрасли.

По итогам 2011 года мы ожидаем выход на объем продаж в 2,7 млн автомобилей. По нашим оценкам, к 2014 году мы станем рынком номер один в Европе, преодолев отметку в 3 млн.

В 2010 году доля машин, произведенных в России, более чем вдвое превысила объем продаж импортных (январь-декабрь: 67,7% российское производство, 32,3% - импорт). В 2011 году такая позиция сохраняется (январь-май: 67,8% российское производство, 32,2% - импорт).

Важнейшие инструменты, позволившие переломить ситуацию на рынке, - программы утилизации старых автомобилей и льготного кредитования.

На сегодняшний день экспериментальный этап программы утилизации завершен. Гражданам выдано 600 тысяч свидетельств. Реализовано более 585 тыс. (585 653) автомобилей, включая предварительный заказ (96 244). До получателей (торговых организаций) доведено 18,9 млрд рублей.

Нам удалось вовремя создать для рынка мощнейший стимул. Программа позволила гражданам, которые при иных условиях не смогли бы этого сделать, заменить старое транспортное средство на новый автомобиль.

Сегодня рынок постепенно выходит на рост коммерческих продаж. А мы работаем над переводом механизма утилизации старых автомобилей из плоскости антикризисных мер в постоянно действующий нормативно закрепленный инструмент обновления российского автопарка. Считаем это одним из ключевых условий формирования в России цивилизованного автомобильного рынка.

По программе льготного автокредитования за 2009-2011 годы принято около 740 тыс. (737 959) заявок и выдано почти 350 тыс. (349 390) кредитов.

Наряду с плавным завершением госпрограмм стимулирования спроса, мы все больше внимания уделяем поддержке модернизации производственных мощностей.

Так, например, по АВТОВАЗу, который получил существенную господдержку, сформирована прозрачная программа ускоренной модернизации с выходом на новый модельный ряд. В этом смысле мы опасаемся только того, что ее итогом станет резкое сокращение поля для юмора в КВН.

Как вы знаете, мы вошли в реализацию режима "промсборки-2". Этот механизм - ключевой в реализации Стратегии развития автопрома до 2020 года.

В настоящее время соглашения об организации производства в рамках усовершенствованного режима подписали пять альянсов с участием крупнейших глобальных игроков.

Не надо забывать, что последний инвестиционный цикл в российском автопроме произошел 40 лет назад. Сегодня мы запускаем новый инвестиционный цикл.

Результат - это не только красивая брендированная картинка, но основа для переноса в Россию инженерных компетенций, о которых мы договорились с каждым из инвесторов. Кстати, такая активность инвесторов и оперативность с нашей стороны вызывает зачастую нервозную реакцию у наших западных партнеров по переговорному процессу вступления в ВТО.

В 2006 году мы приняли Стратегию развития авиапрома до 2015 года. Цель Стратегии - создание глобально конкурентоспособной отрасли.

За это время нам удалось стабилизировать состояние ключевых предприятий, консолидировать активы и компетенции, сконцентрировать ресурсы на прорывных направлениях.

Сформированы основные субъекты развития. Это позволило встать на путь повышения экономической эффективности предприятий, увеличить объемы выручки. За 5 лет реализации Стратегии объем производства вырос с 210 млрд руб. до 504 млрд руб. Почти в 3 раза (0,4 млн руб. до 1,1 млн руб.) выросла годовая выработка на человека. В то же время, по этим показателям мы пока еще существенно отстаем от мировых лидеров.

В целом по авиапрому по прошлому году производство выросло на 11,3%. В передовиках: военная продукция, вертолетостроение, двигателестроение.

Наиболее чувствительной остается ситуация в гражданском секторе. Мы пока не можем похвастаться большим количеством выпущенных гражданских самолетов.

Чтобы изменить ситуацию, на предприятиях отрасли идут активное обновление и оптимизация производственных мощностей. Развернут серьезный инструментарий поддержки отрасли.

Главная задача - вывод отрасли на новый технологический уровень. Причем речь идет обо всей цепочке: если проектирование, то переход на "цифру"; если производство, то внедрение самых современных технологий, применение новых, специально разработанных материалов; если продажи, то выстраивание системы послепродажного обслуживания на основе лучших мировых практик.

В целом по нашей линии объемы поддержки отрасли в 2005-2010 годах ежегодно увеличивались в среднем в 1,5 раза, поскольку нам за этот период надо было "проскочить" накопленный 15-летний технологический разрыв.

Ожидаемые результаты применения описанных мной инструментов таковы:

в самолетостроении - войти в тройку авиастроительных держав, быть среди лидеров в гражданском сегменте;

в вертолетостроении - войти в тройку и обладать собственными компетенциями и модельным рядом во всех ключевых нишах;

в двигателестроении - войти в пятерку мировых лидеров.

Конкретное приложение этой работы - прорывные проекты. Причем по всем новым проектам мы наращиваем компетенции предприятий и характеристики продуктов до уровня глобальных игроков.

Яркий и успешный пример недавно принятой стратегии - Фарма-2020, которая была утверждена осенью 2009 года (фармацевтика и медтехника - один из президентских модернизационных приоритетов).

Следующий, 2010 год стал первым годом существенных перемен на фармрынке и в фарминдустрии. Изменилась нормативно-правовая база (ФЗ об обращении ЛС, ценообразование, СЛС, ЖНВЛП, преференции при госзакупках). Доля российского производителя увеличилась с 22,4% в 2009 г. до 23,0% в 2010 г. К 2015 году этот показатель составит 37%. При этом российские лекарства обеспечат 90% СЛС и ЖНВЛП. А в 2020 г. - не менее 50% рынка ЛС будут производиться в России.

Кроме того, реализация ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года" обеспечит финансовую базу для приоритетов стратегии развития. Если говорить про фармацевтику, то это достижение к 2020 году паритета (50/50) между российскими и иностранными препаратами на нашем рынке.

В медпроме ситуация сложнее. В проект Медпром-2020 мы закладываем достижения сорокапроцентной доли российских производителей к 2020 году.

Основное содержание ФЦП - это заполнение провала в финансировании прикладной науки. Провал - результат расхождения промышленности и науки при переходе от плановой экономики к рынку. Наука осталась в условиях плановой системы финансирования за счет бюджета РАН и РАМН, небольших фондов и грантов, поэтому программа носит преимущественно "технологический" характер.

Обсуждение и утверждение Стратегии Фарма-2020 и соответствующей ФЦП, обновление нормативной базы позволили запустить процесс локализации части ранее импортируемой продукции. Причем активные работы по строительству и реконструкции активов начали как российские игроки, так и иностранные инвесторы. Объем инвестиций по реализуемым и объявленным проектам в 2009-2011 годах составил в фармацевтике - 38 млрд руб., в медпроме - 12 млрд руб. Всего - более 50 млрд.

Экономика Отрасли Промышленность Правительство Минпромторг Бизнес - Главное