Прошла первая совместная пресс-конференция региональных кондитерских фабрик. Крупнейшие игроки рынка рассказали о том, что представляет собой кондитерский рынок России сегодня, а также обозначили ряд проблем отрасли.
"Кондитерский рынок России последние годы занимают местные производители, они препятствуют основному ввозу импортных изделий, - рассказал председатель совета директоров кондитерского объединения "Славянка" города Старый Оскол Сергей Гусев. - Мы говорим не только о московских производителях, но и о региональных, которые пользуются высоким спросом у населения".
Эксперты сообщили, что общий объем выпускаемых кондитерских изделий в России составляет 2 млн 887 тыс. тонн в год. Московские фабрики выпускают 231 тыс. тонн, в общей доле рынка они занимают 13%. Остальное приходится на долю региональных производителей. Кроме того, на кондитерские предприятия ложится весомая налоговая нагрузка - примерно 17 млрд рублей. А общий объем реализации на кондитерском рынке равен 245,5 млрд рублей.
"Последние десять лет региональные фабрики развиваются очень активно, - пояснил Сергей Гусев. - К примеру, наша фабрика за последние десять лет выросла ровно в десять раз. Такая же динамика наблюдается и в других регионах".
Но, несмотря на позитивный рост, кондитерская отрасль сталкивается с рядом проблем. Эксперты отмечают, что все серьезнее становится конкурентная борьба с импортными производителями. Чтобы защитить свой рынок, предприятия вынуждены продавать продукцию высокого качества по низкой цене.
Но, как ни парадоксально, конкурентная борьба становится все острее и между отечественными производителями. "Последние четыре года мы постоянно получаем иски от московских производителей, Объединенных кондитеров, за использование сходных товарных знаков вплоть до смешения, - заявил Сергей Гусев. - Иск нашей компании выражается в сумме 313 млн рублей, иск фирме "Приморский кондитер" города Владивосток составляет 215 млн рублей. Московские предприятия занимаются фактически юридическим бизнесом, я это называю белое рейдерство, которое влечет за собой выбивание активов и может привести к закрытию предприятий".
Патентный поверенный РФ Наталья Серпкова пояснила, как такая ситуация стала возможной: "По закону суд взыскивает с фирмы двойную стоимость товара, на котором незаконно размещен товарный знак. Незаконное размещение товарного знака можно понять двояко. И проблема в том, что, когда фирма запускает новую упаковку, она не знает, будет ли она нарушать чьи-то права или нет. Когда товар запускается в продажу, правообладатель спустя время предъявляет фирме иск в размере двойной стоимости товара. В этом случае мало не покажется. И все потому, что фирма не знает, сходна ли ее упаковка с чьей-то или нет. Как можно это решить? Наиболее разумно было бы взыскивать прибыли, которые получила фирма на товаре со сходной этикеткой".
Еще одна проблема - приватизация советских брендов. Депутат Думы города Владивостока Дмитрий Новиков рассказал о том, как эта проблема влияет на региональные производства: "По сути, сейчас идет война брендов и приватизация брендов советского периода. Это более пятидесяти наименований. То, что создавалось на Дальнем Востоке, в Прибалтике и других местах, пытаются монополизировать. Мы не можем использовать бренды, которые мы же создали и распространили".
Решение этой проблемы предприниматели видят в национализации советских кондитерских брендов. "Потребительские предпочтения складывались десятилетиями. И покупая ту или иную продукцию известной марки, потребитель ожидает от производителя привычный классический вкус продукта. Мы считаем, что старые советские обозначения необходимо признать знаками общего пользования, ввести так называемый общественный товарный знак. То есть национализировать советские бренды, которые уже давно являются достоянием народа", - считает руководитель юридического отдела компании "Сладуница" города Омска Кирилл Колодницкий.
В свою очередь, Наталья Серпкова также считает, что национализация советских брендов - "наиболее рациональный выход из сложившейся из ситуации".
Она привела в качестве примера взаимоотношения производителей водки и "Союзплодоимпорта".
"Права на советские товарные знаки (водки) стали принадлежать РФ, а распоряжается этими правами от лица государства федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт". Цены, установленные "Союзплодоимпортом", вполне посильные. За право использования по лицензии определенного наименования с бутылки водки берется полтора-два рубля, и доход от этого идет в бюджет", - сказала Серпкова.
Сергей Гусев добавил, что региональным кондитерам следует создать независимую ассоциацию участников кондитерского рынка для защиты своих интересов. Потому что многие региональные компании не привлечены к работе Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) и остаются без защиты. Кроме того, он заявил о намерении обратиться в Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с предложением внести поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, устанавливающие право РФ на товарные знаки, созданные в СССР.
СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО РЕГИОНАМ В 2010 ГОДУ