Орловские управляющие компании придумали новый способ нажиться на энергосбережении. Тем временем собственники жилья решают, как избежать лишних расходов. "РГ" изучила детали очередного витка противостояния коммунальщиков и горожан.
Не успел вступить в силу Федеральный закон "Об энергосбережении", предусматривающий обязательную установку счетчиков, как в Орле изобрели схему, как на этом заработать. Несколько управляющих компаний поставили своих нанимателей - собственников жилья - перед фактом. Дескать, надо провести общее собрание и принять решение о заключении энергосервисного договора. Инициативу продвигают под прикрытием как раз закона об энергосбережении. Людей пугают тем, что, если они не подпишут предложенный договор, им не установят приборы учета потребления газа, света, воды и тепла, что впоследствии обернется для них крупными штрафами.
- Одна из управляющих компаний уже пробовала продавить подписание такого договора в нескольких домах, - говорит депутат горсовета, член Общественного совета по проблемам развития ЖКХ Михаил Верижников. - В договоре нет перечня работ и их стоимости, отсутствует план мероприятий по энергосбережению в доме. Срок его действия почему-то определен в пять лет. Что это означает? Что собственники жилья на пять лет попадут в кабалу поставщика оборудования?
В процесс вмешались городские власти. Причем если чиновники мэрии занимают почти нейтральную позицию, то депутаты горсовета развили бурную деятельность. К ним поступает большинство жалоб горожан на управляющие компании. Кстати, те, оправдывая свои действия, ссылаются на отсутствие типовой формы энергосервисного договора. Но ведь это не оправдывает факта отсутствия в договоре самых важных пунктов.
- Управляющие компании рекомендуют собственникам жилья договор, в который включены стоимость и работы по установке автоматизированного узла учета потребления энергоресурсов без предоставления сметы затрат и указания конкретных исполнителей, - говорит председатель горсовета Леонид Музалевский. - То есть предлагают по существу посреднические услуги. Общая сумма, по нашим подсчетам, выйдет в пределах 400-500 тысяч рублей на один многоквартирный дом.
Многие увидели в договоре ловушку. Жильцы проведут собрание, подпишут соглашение, а затем представители УК впишут туда "нужного" поставщика оборудования и сумму работ. Никто не поручится за то, что она не превысит пресловутые полмиллиона, ведь эту сумму озвучивает не управляющая компания, а собственники жилья. Но дешевле все равно не будет. Подсчитано, например, что стандартное техобслуживание девятиэтажки обходится в год в те же полмиллиона рублей. А мероприятия по энергосбережению, как говорят специалисты, выйдут еще дороже.
- Чтобы приборы учета позволили экономить коммунальный ресурс, необходимо прежде привести в порядок весь дом, - считает член Общественного совета по проблемам развития ЖКХ Рафаил Исламгазин. - Надо сделать ремонт межпанельных швов, заменить окна и двери в подъездах - и только тогда установка приборов учета даст эффект.
Кстати, этим должны заниматься управляющие компании без заключения энергосервисных договоров. Должны, но не занимаются или делают это из рук вон плохо. Поэтому у собственников жилья возникло подозрение, что такого рода мероприятия УК могут заложить в смету энергосервисных договоров. И тогда людям придется оплатить из своего кармана не только установку приборов учета, но и ремонт дома, который должны проводить за счет средств, собираемых с них на текущее обслуживание.
- Вместе с жителями и управляющими компаниями будем искать выход из ситуации, - говорит Леонид Музалевский. - Так, уже решено, что Общественный совет займется подготовкой типового энергосервисного договора, который поможет провести непростую для собственников жилья и управляющих компаний обязательную процедуру.
Работа над созданием договора уже началась, но нет гарантии того, что он будет повсеместно внедрен. Подобные "типовые" договоры власти подготавливали уже не раз. Например, по такой же схеме появился на свет двусторонний договор между УК и собственниками жилья. Нет закона, который обязал бы собственников или коммунальщиков заключать именно его. Поэтому типовой договор оказался не востребован. На сей раз остроту спора снизило лишь решение федеральных властей, которые отсрочили обязательную установку приборов учета. Но проблему оно не решило.
Не менее острые споры в Орле традиционно идут и вокруг снижения счетов за электричество, потребляемое в местах общего пользования. Десятки неравнодушных граждан придумали собственные способы борьбы с астрономическими счетами и снижением объема энергопотребления дома, доказав их правомерность в судах. Интересный путь, например, прошел старший по дому Александр Аксенов. Он профессиональный юрист, и, может быть, потому ему удалось не только разложить все по полочкам, но и выиграть несколько судебных процессов.
- Поставщик электроэнергии неправильно производил расчет, - говорит Александр Аксенов. - Вместо того чтобы добиваться стопроцентной платы за потребленную жителями электроэнергию, он брал для расчетов расход, заявленный жильцами в квитанциях. То есть показатели двух общедомовых приборов учета не использовались.
В суде юрист доказал неправомерность такого способа оплаты и добился перерасчета. Тут началось самое интересное. В месяц он переплачивал в среднем по 70-150 рублей. Деньги небольшие, но, как говорит Александр, "это дело принципа". Он считает, что перерасчет ему так и не сделали. Поставщик же уверяет в обратном. Полгода служба судебных приставов не могла разобраться, кто прав. В официальном письме Аксенову приставы так и написали: в службе нет специалистов соответствующей квалификации.
- Понимаю, что судебного пристава никто не учил тонкостям расчетов за коммунальные услуги, - говорит Александр. - Но ведь судебное решение надо исполнять. Считаю, что поставщик намеренно запутывал приставов, а когда процесс затянулся, он еще и обратился в суд с просьбой дать разъяснение по вынесенному ранее решению. Это обычный трюк, направленный на то, чтобы протянуть время и все окончательно запутать.
В подобных ситуациях приставы обычно прибегают к помощи экспертов. Но в данном случае Аксенову сообщили, что такого рода специалистов в регионе нет. Юрист не согласился: эксперты есть, правда это эксперты-общественники. Например, члены общественного центра защиты прав потребителей. Однако их мнение суды и приставы в расчет часто не принимают. Впрочем, в последнее время ситуация изменилась: приставы постепенно учатся считать по сложным коммунальным формулам и распознавать обман в действиях поставщиков ресурсов.
- Пора навести порядок в сфере платежной дисциплины, - считает председатель городской Ассоциации ТСЖ Алексей Кузьмин. - Неплатежи за электроэнергию - это еще одна острая проблема.
Коммунальные счета оплачивают небогатые люди, в первую очередь пенсионеры. Но есть достаточно много состоятельных граждан, которые не платят. А их долги разбрасывают на соседей.
В доме, где живет Алексей Кузьмин, проблема неплатежей решена. С должниками правление ТСЖ не церемонилось и подавало на них в суд. Постепенно должники перевелись. Кроме того, в здании установили счетчики, и теперь за "общий свет" жильцы платят сущие копейки. В доме Рафаила Исламгазина нашли другое решение проблемы. Там за правильностью начисления платы за свет следит специальный уполномоченный от собственников квартир.
- Он получает от поставщика ресурсов квитанции и в последний день месяца раздает их жильцам, - рассказал Рафаил Исламгазин. - В квитанцию вписываем показания квартирных счетчиков, которые также заносят в ведомость. Ее относим поставщику ресурсов. Получается, что заплатит тот или иной сосед по своему квартирному прибору учета или нет, но его данные все равно поступают поставщику ресурсов, а недоимки на остальных не распространяются.
Недавно городские власти решили обобщить такого рода опыт. В горсовете разработали "методические рекомендации по снижению оплаты электроснабжения общедомовых нужд". Ознакомиться с ними можно на официальном сайте горсовета.
Кстати
В ближайшее время во всех районах Орла пройдут выездные заседания Общественного совета по проблемам развития ЖКХ, посвященные обмену накопленным опытом в сфере взаимодействия с управляющими компаниями.