Падение спроса на товары и услуги неожиданно стало одной из ключевых проблем отечественного бизнеса - таковы результаты исследования международной организации "Грант Торнтон Интернешнл". Второе и третье места занимают нехватка денег и госрегулирование с бюрократией.
Однако эксперты по-разному оценивают ситуацию со спросом. Одни считают, что он действительно падал весь последний год, и стабилизация началась только этим летом. Другие полагают, что падение спроса испытывает на себе в основном малый и средний бизнес, в целом же по России он растет.
Итак, международное агентство в первом и втором кварталах этого года опросило 2,7 тысячи компаний в 39 странах мира, из них 88 компаний с численностью работников от 100 до 499 человек - в России. Результаты следующие: во втором квартале сокращение спроса на товары и услуги стало самым большим ограничением развития бизнеса - на него указал 41 процент российских предпринимателей. В первом квартале этот вопрос беспокоил только каждого третьего бизнесмена - 33 процента опрошенных. И еще столько же - 41 процент, назвали проблемой для дальнейшего роста бюрократию и государственное регулирование (в первом квартале на это жаловались 47 процентов респондентов). Кстати, в мировом бизнес-сообществе проблемы те же самые: из-за сокращения спроса страдают 27 процентов предприятий (в первом квартале их было 32 процента). И такое же количество опрошенных за рубежом указало на госрегулирование и бюрократию.
У российских экспертов мнения по поводу падения спроса расходятся. Как прокомментировал "РГ" вице-президент общественной организации "Деловая Россия" Николай Остарков, с мая прошлого года, когда был пик роста экономики после кризиса, многие индикаторы рынка начали снижаться, и это продолжалось до середины этого года. Но с июня ситуация улучшилась. Эта волна, по его мнению, связана с повышением цен на природные энергоресурсы - газ, нефть, которое произошло в конце прошлого - начале этого года. В течение пяти-шести месяцев эти деньги шли до рынка. Получилась примерно следующая цепочка: сырье выросло в цене, а вместе с ним поднялись прибыли компаний, его добывающих, доходы топ-менеджеров, дивиденды и так далее. Эти деньги стали вкладываться в недвижимость, авто, другие крупные приобретения, а уже из этих секторов они пошли в иные, поменьше - таким образом к лету спрос начал расти. "С июня-июля - спрос уже не главная проблема, на первый план выходят проблемы издержек - тарифы, железнодорожные, энергетические и прочие, налогообложение, повышенная нагрузка на фонд оплаты труда, кадры, эффективность госполитики", - говорит Николай Остарков.
В общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" на проблему спроса смотрят иначе. В разговоре с корреспондентом "РГ" ее вице-президент Владислав Корочкин обратил внимание на то, что исследование было проведено среди не такого уж большого количества компаний, и судя по численности работников, - среднего бизнеса. А тенденция сейчас такова: спрос перемещается из малого и среднего бизнеса в крупный. К примеру, сетевые супермаркеты вытесняют маленькие магазинчики. Если в микрорайоне открылся огромный гастроном, то люди предпочитают отовариваться в нем, а не в лавочке у своего подъезда. Таком образом в целом спрос не уменьшился, он даже растет, по исследованиям "ОПОРЫ России", но он падает в малом с среднем бизнесе. И эта ситуация, по идее, должна регулироваться государством.
Что касается бюрократических проблем, оба эксперта отмечают, что они были, есть и будут, хотя в "ОПОРЕ России" отметили, что в последнее время административные барьеры для малого и среднего бизнеса все-таки стали поменьше. Хотя очень многое зависит от региональной власти, и в целом по стране ситуация неоднородная.
Третье, что тормозит развитие экономики в России и за рубежом, - это недостаток средств. По данным "Грант Торнтон Интернешнл", высокая стоимость кредитных ресурсов затрудняет бизнес 37 процентов российских бизнесменов (против 34 процентов в первом квартале). В среднем по миру стоимость финансирования беспокоит 22 процента респондентов (23 процента в первом).