28-29 июля в столице Казахстана Астане прошла первая трехсторонняя встреча экспертов, которые обсудили реализацию соглашения о конкуренции в рамках Единого экономического пространства. По мнению экспертов, речь шла о создании наднационального органа в рамках ЕЭП.
В мероприятии приняли участие представители Министерства экономики Белоруссии, Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции, делегаты от Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам России. Возглавил трехстороннее обсуждение директор департамента развития конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации Александр Пироженко.
Предметом обсуждения представителей России, Казахстана и Беларуси стало два основных вопроса. Главный из них связан с разработкой документов, которые помогли бы в реализации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, принятого в конце прошлого года. Также на встрече обсуждалось, как национальное конкурентное законодательство сделать бесконфликтным.
- Напомню, что соглашение о единых принципах и правилах конкуренции было подписано в Москве 9 декабря 2010 года и ратифицировано российским парламентом в июле этого года, - отмечает Александр Пироженко. - Документ является базовым из пакета соглашений по созданию Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, поскольку формирует основы функционирования конкурентных рынков на территории стран ЕЭП. Главное в соглашении - обеспечить свободу и равные условия экономической деятельности, а также сформировать единую конкурентную политику на территории ЕЭП.
На вопрос корреспондента РБГ о результатах встречи в Астане Александр Александрович ответил за всех, что рассчитывает на создание нового наднационального антимонопольного органа, которому национальные органы передадут часть своих полномочий.
Процесс создания нового ведомства начнется с разработки целого пакета документов, без которых этот новый антимонопольный орган не сможет функционировать. В числе таких документов порядок рассмотрения дел о нарушении наднационального антимонопольного законодательства и порядок проведения проверок, методики оценки состояния конкуренции и выявления монопольно высоких цен. Кроме того, по мнению председателя трехсторонней комиссии, стороны "сверят часы" по процессу гармонизации (а в случае Республики Беларусь - по сути, создания) национального конкурентного законодательства.
На самом деле в странах Таможенного союза пока разные позиции по общему рынку товаров, услуг и по ценовому пространству. Так, белорусская сторона уже который год настаивает на том, что равноправной конкуренции на общем рынке ТС не может быть в рамках сохраняющихся изъятий и ограничений в режиме свободной торговли внутри ТС. Минск по-прежнему выступает против квот и других количественных ограничений, периодически применяемых российской стороной, на поставки белорусской продукции в РФ, особенно продовольственной. Кроме того, белорусская сторона против унификации ценовой политики внутри ТС. Опасения связаны с тем, что придется "подтягиваться" белорусским (и казахстанским) оптовым и розничным ценам на один уровень с российскими. Белорусы полагают, что сначала необходимо если не обязать, то, по крайней мере, стимулировать производителей во всех странах ТС снижать себестоимость производства. Только после этого возможно формирование общего ценового пространства РФ, Беларуси и Казахстана.
По мнению директора белорусского аналитического центра "Стратегия" Леонида Заико, уже через два-три года после начала работы ТС до 30% предприятий может оказаться перед угрозой закрытия. Потому что в России есть более прибыльные производства, где дешевле электроэнергия, где легче с финансированием и которые, вдобавок, ближе к источникам сырья. Поэтому в этих условиях едва ли возможна равноправная конкуренция. Но первое, что "мы должны получить от Таможенного союза, - это более низкие розничные цены, - считает Леонид Заико. - Если товары в магазинах не станут дешевле, значит, все это профанация. Так как все выгоды любого ТС в том, что объединяются экономики, и на базе растущих объемов производства и более рационального разделения труда продукция становится и доступнее в плане ассортимента и дешевле по ценам. Только ради этого, как показывает мировая практика, создаются таможенные союзы".
Последствия формирования ТС предприниматели и аналитики Казахстана обсуждали в ходе "круглого стола" в Астане 19 июля. По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимура Назханова, конкурентоспособность казахстанских компаний остается под большим вопросом во многих отраслях. Причина в том, что "российская торговая политика практически всегда ориентировалась на поддержку отечественного производителя. К примеру, государство помогало российским сельхозпроизводителям погашать до половины стоимости кредитов. Поэтому в России пищевая промышленность далеко впереди нашей". Господдержка АПК в Беларуси тоже достаточно сильная. Естественно, что в такой ситуации с равноправной конкуренцией по продовольствию в Казахстане еще далеко. По данным этой ассоциации, уровень гармонизации госстандартов между тремя странами немногим больше 20%. К тому же с началом работы ТС казахстанские таможенники оказались недостаточно подготовленными к изменениям. В результате многие бизнесмены попали в условия информационного голода по поводу тарифов и пошлин.
Возможно, поэтому представители бизнеса настроены негативно к новым инициативам. Так, Олег Вагнер, гендиректор крупного предприятия в Костанае (Казахстан) по производству мясных изделий и полуфабрикатов, считает: "В связи с новыми правилами игры в рамках Таможенного союза многие отечественные производители сворачивают свою деятельность, не выдерживая конкуренции с российскими компаниями и сетями. Поэтому открытие границ в большей мере выгодно России, нежели Казахстану".
Одна из проблем, которая может возникнуть в результате равноправной конкуренции на общем рынке ТС, - уплата НДС. По данным президента Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любови Худовой, "теперь возврат НДС осуществляется после того, как Казахстан получит информацию от российских налоговиков об уплате этого налога контрагентом нашего экспортера. Но такой порядок и его график часто нарушаются. Поэтому наши налоговые органы зачастую изымают НДС с наших предприятий, вместо того чтобы предъявить претензии об уплате российским партнерам".
Кроме того, по мнению экспертов, пока нет подробных разъяснений, как будет считаться экспорт из Казахстана в Россию или в Беларусь. Потому и многие российские предприниматели не знают, какие документы они должны предоставлять при ввозе товаров из Казахстана.
Доля торговли внутри Таможенного союза в общем объеме торговли между странами экс-СССР