Выставка включена в серию "Не корысти ради...", поскольку, как напомнила собравшимся на вернисаже замдиректора Русского музея Евгения Петрова, во времена сбора коллекций собиратели, в отличие от нынешних, не думали об удачном вкладывании денег в грядущий антиквариат.
Среди коллекционеров много художников. Для кого-то собираемые предметы были натурой - в экспозиции представлена картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского "Пожар в деревне", где изображены стоящие тут же, возле картины, "живые" сундучок и шкатулка.
Но кроме специалистов, сколько бескорыстных и внимательных любителей народного искусства мы обнаружим в позапрошлом и прошлом веках! Это и супруга украинского землевладельца Н. Л. Шабельская, и ученый и библиограф Н. П. Лихачев, и купец первой гильдии, создатель частного музея древностей Ф. М. Плюшкин (поразительная контаминация имени и отчества гения русской литературы и фамилии героя еще одного гения), и составительница трех выдающихся коллекций русского кружева С. А. Давыдова, и обер-прокурор, сенатор и статс-секретарь Александра III А. А. Половцов...
Интерес к народной культуре пробудился в русском обществе во второй половине XIX века не без влияния народничества, а с 80-х годов позапрошлого века укрепилось движение в защиту народных ремесел, их сохранения и развития. Само же собирательство можно разделить на два ярких периода. К первому относятся вышивки и кружева Н. Л. Шабельской (среди которых множество вещей культа) и С. А. Давыдовой, пряничных досок Н. П. Лихачева, разнообразных предметов, принадлежавших А. Л. Штиглицу и А. А. Половцову, а также Н. Д. Дмитриеву-Оренбургскому, который с увлечением и вкусом (неожиданными для мужчины) коллекционировал кружево и вышивку.
Вероятно, в первый период собирательства сложилась и основная часть собрания народной игрушки, поступившего в 1976 году в Русский музей от известного актера и режиссера Л. Ф. Макарьева, в свою очередь унаследовавшего ее от В. В. Матэ. Замечательна и коллекция литья и вышивки, собранная тогда Ф. А. Каликиным.
Второй период коллекционирования произведений народного искусства приходится на 1920-30-е годы, время интереса к народному искусству и государства, и общественности. Ценную дымковскую игрушку собрал во время эвакуации в Киров в период Великой Отечественной войны М. В. Бражников. Т. А. Маврина, уроженка Поволжья, собрала в родных местах превосходную коллекцию прялок с характерной росписью и фрагментами архитектурной резьбы. В ее коллекции оказались и две резные доски, служившие некогда для обшивки волжских судов.
К сожалению, коллекции собирателей в свое время были разрознены и распределены по разным хранилищам: в качестве одного из вопиющих примеров было рассказано о сарафане, с которого было спорото кружево, оставшееся в Эрмитаже, а сам сарафан передан в Русский музей. После революции многое из собранного осталось за границей. Остается только сказать спасибо Русскому музею за его память к тем, кто любовно и не корысти ради относился к народному творчеству.
Сейчас готовится новая экспозиция - народного костюма (на этой выставке он представлен весьма скупо). Вот тогда, может быть, и разрешится давний спор между двумя Надеждами - Бабкиной и Кадышевой, чей сценический костюм народнее? С экспонатами Русского музея не поспоришь.