Не прошло и пары дней с поездки премьер-министра Владимира Путина в образовательный лагерь на Селигере, как ему вновь довелось общаться с молодежью - правда, в более узком формате и с более конкретной группой. В Кисловодске на территории государственной резиденции "Сосновый бор" глава правительства встретился с северокавказскими активистами, а затем провел заседание комиссии по вопросам развития СКФО.
Молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе больше, чем в других: около 30% населения. Самые активные из них собрались в "Сосновом бору" для встречи с премьером. "Час спорили, как с вами поздороваться!" - признались Владимиру Путину казаки и горцы. В итоге решили и общий "салам" произнести, и по-казачьи приветствовать. "Конечно, Кавказ - это все-таки особый регион. Вот вы со мной и поздоровались по-разному... но у нас много общего - одна общая родина, одно Отечество - Россия, и это то, что нас объединяет", - заулыбался Путин.
"Но разные эксперты считают, что Северный Кавказ является балластом России!" - обиженно заявили премьеру. "Северный Кавказ для России не балласт, - отрезал глава правительства. - Это одна из жемчужин России... И есть еще одно обстоятельство - мы через Кавказ подтверждаем и отстаиваем значительную часть наших геополитических интересов в этом регионе мира".
Но, конечно, проблем немало и родились они не сегодня. Премьер вспомнил, как на днях перечитывал старинную дипломатическую переписку. "Как ни странно, как будто вчера написано: все то же самое, - заметил он, вольно процитировав: - "Нужно немедленно предпринять усилия для нормализации ситуации на Кавказе, потому что здесь в Европе нас постоянно тюкают". Но дело не в "тюканье" из-за рубежа, а в том, что нужно создавать условия для безопасного развития. А для этого - решать социально-экономические проблемы, развивать промышленность и сельское хозяйство, науку и образование, уделять внимание школам, вузам.
В Ставрополе, к примеру, появится Северо-Кавказский федеральный университет, напомнил премьер. А пока что надо решать проблему с дипломами, которые нигде не котируются. "Профанация! Кроме стула и компьютера, бывает, там ничего нет. А потом их (выпускников. - "РГ") никуда не берут на работу", - возмутился Путин. "Но это не вина Северного Кавказа, - убежден премьер, - это вина регулирующих органов Федерации". "И таких проблем, которые не зависят напрямую от Кавказа, очень много", - резюмировал он.
Как выяснилось, кавказская молодежь недовольна большими дотациями из Москвы. По мнению ряда выступающих, это порождает ксенофобию. "Ксенофобия - как правило, проявление неграмотности, - пояснил Путин, - и отсутствие ясного понимания, что мы из себя представляем сегодня и куда мы должны двигаться". Изначально Россия складывалась как многоконфессиональная и многонациональная страна, напомнил он. Но в 1990-е все развалилось, "и все окраины, Кавказ здесь не исключение, начали думать, к кому бы прилепиться, чтобы лучше жить". Одни смотрели на Финляндию, другие - на Японию. "И на Кавказе тоже думали, что если прилепиться к какому-нибудь направлению ислама, то жизнь станет лучше", - заметил председатель правительства.
"Жить стало что, лучше, оттого что возникла идея прилепиться к каким-то странам? - спросил Путин и сам же ответил: - Уровень доходов упал почти до нуля, образование развалилось почти полностью". Он вспомнил, как в 2000 году впервые зашел в чеченскую школу - там даже парт не было, а дети не учились годами. "И это такая прививка к пониманию того, что жить мы можем лучше, только если будем консолидировать усилия по развитию нашей страны", - пояснил глава правительства. "Это должно нас вести и к другому выводу - что нужно толерантно относиться к представителям других народов и конфессий России", - добавил он.
"Конечно, нужно людям позволять жить так, как они хотят, - продолжил Путин. - Но если они попадают в другую культурную среду, то они должны с уважением относиться к народу, среди которого они решили жить... Допускаю, что есть люди радикальных взглядов - ну тогда поезжайте и живите там, где эти взгляды являются нормой". По словам премьера, потенциальных территориальных споров в России две тысячи, есть они и на Северном Кавказе. "Ребята, давайте жить дружно! Этот "ящик Пандоры" мы ни в коем случае не должны открывать в нашей стране", - призвал он.
В разговоре выяснилось, что местной молодежи совсем не нравится идея развивать туризм на Кавказе. Одним из таких недовольных был Алексей Верещагин, руководитель клуба активных уличных игр из Ставрополья. "Мы все знаем о кавказском гостеприимстве. Но сказать, что они готовы туристам прислуживать... Они гордый народ, они готовы воевать, но никак не обслуживать! - воскликнул он. - Может, стоить развивать в республиках сельскохозяйственное направление, промышленность? Стоит ли вливать такие деньги в туристическую отрасль, если ближайшей перспективы у нее нет?"
"Горцы, конечно, гордый народ и прочее, но они не созданы только для того, чтобы воевать, - возразил Путин. - Это талантливые люди: есть и поэты, и писатели, и инженеры, и ученые. И воины, конечно, есть достойные". "По всей стране шабашили строительные бригады с Северного Кавказа", - привел еще один пример глава правительства.
Не понравились ему и слова "прислуживать - не прислуживать". Туризм - очень важная отрасль экономики многих стран, и менталитет меняется очень быстро, когда приходит понимание, что от этого может зависеть благосостояние местных жителей, заметил Путин: "Когда приходит понимание, что это не прислуживание, а работа достойная и очень престижная, требующая особой подготовки и очень высокой квалификации". "Если посмотреть по-другому, то неспособность работать на высоком уровне проистекает не от менталитета, а от низкого образовательного и культурного уровня, - разъяснил премьер. - Я, может, что-нибудь не то скажу... но если сюда будут приезжать туристы, а местный обслуживающий персонал будет туристок за мягкие места щипать, может, кому-то это понравится. Но далеко не всем, уверяю вас. И желающих приезжать будет мало".
"Почему мы должны отказываться от конкурентных преимуществ региона, доставшихся нам от природы и от Всевышнего?" - недоумевал премьер. А безопасность появится. "Когда объем бизнеса будет нарастать, местные предприниматели... не очень-то позволят сюда зайти кому-то и ломать их бизнес - будут и с органами власти сотрудничать, и сами предпринимать меры безопасности на своих объектах", - верит он. Что до других отраслей, то и их Москва не забыла. Только на поддержку сельского хозяйства в округ в этом году направляется 6,2 млрд рублей, напомнил Путин.
Но в ответ уже представитель Дагестана попросил поддерживать не туризм, а существующие виды бизнеса - фермерство, гобелены, стоматологию. "Многие приезжают в Дагестан лечить зубы", - говорил он. "Это все-таки локальные вещи, - пояснил Путин, - ими должны заниматься регионы". "Из Москвы мы такие тонкие вещи часто не чувствуем", - заметил он. "Но я же вам сказал!" - искренне недоумевал парень. "Ладно, если зубы заболят, к вам приеду, сэкономлю", - улыбнулся премьер.
Землячка лоббиста местных дантистов поинтересовалась, почему не слышно о чиновниках, которых посадили за коррупцию. "Слышно-слышно! - заверил ее Владимир Путин. - Коррупционных проявлений, которые преследуются в законном порядке, и дел с обвинительным приговором достаточно. Боюсь назвать цифры и ошибиться, но они измеряются десятками. Их много!" "Может, надо им давать более широкий резонанс? Кампанию начать яркую?" - подкинули идею ребята. "Лучше без кампанейшины, но настойчиво и последовательно. Так и будем делать", - заключил глава правительства.