03.08.2011 23:06
    Поделиться

    Армен Медведев: В отечественной киноидустрии есть из чего выбирать

    Очередной кинофестиваль в Выборге "Окно в Европу" пройдет с 8 по 14 августа

    По обыкновению, накануне открытия кинофестиваля "Окно в Европу" его президент Армен Николаевич Медведев дал интервью обозревателю "РГ" Юрию Богомолову.

    Российская газета: Нынешний фестиваль будет чем-то отличаться от предыдущих восемнадцати?

    Армен Медведев: Ничем, кроме самих фильмов. Все сюрпризы и новации, касающиеся формально-содержательной стороны, мы готовим к следующему - юбилейному ХХ "Окну".

    РГ: Тогда вопрос. В конкурсе 14 картин. Это довольно плотная программа. Была ли проблема с отбором?

    Медведев: Ну, как сказать... Отсмотреть пришлось более 100 картин. Следовательно, отбор на конкурс тоже стал конкурсом. Не острым. Но все-таки один к двум.

    С шедеврами всегда было трудно

    РГ: Это немало, если принять во внимание, что еще недавно наблюдатели предрекали катастрофу, по крайней мере в кинопроизводстве.

    Медведев: Кроме того, надо иметь в виду, что наш Выборг отстоит от Сочи на расстоянии длиною в два месяца.

    РГ: Вы хотите сказать, что ваш конкурс формировался по остаточному принципу: взяли то, что не пришлось ко двору "Кинотавра"?

    Медведев: Нет. Сейчас положение в отечественной киноиндустрии не то, каким оно было 15 лет назад. Есть что выбирать и из чего выбирать.

    РГ: По названиям картин трудно что-либо сказать об уровне программы, но ведь и по именам авторов ничего о нем не скажешь. Я имею в виду, что знакомых режиссерских фамилий слишком мало. А громкой - не одной. Ну, Сергей Говорухин... Валерий Пендраковский. Пожалуй, Виктор Шамиров. Остальные - новички?

    Медведев: Дебютантов больше половины. Но тем любопытнее будет сам конкурс для гостей и участников фестиваля. Тем более что девиз его - "Прогноз на завтра". С шедеврами всегда и везде были проблемы. Фестиваль (наш, по крайней мере) дает возможность не просто увидеть энное количество новых фильмов новых режиссеров, но попытаться разглядеть в них зерна одаренности будущих мастеров. Кино - это процесс. Биография кинематографиста - тоже процесс. Я понимаю, что для рядового любителя кино имеет значение фильм как таковой, безотносительно того, как складывалась биография автора, откуда он родом и "из какого сора" росли его картины. Для него важно - понравилась, не понравилась она, увлекла или оставила его равнодушным. У критиков есть еще побочный интерес, который в силу профессии является для них главным: они пытаются соотнести отдель ный фильм с традицией, с тенденциями, увидеть его в контексте, угадать направление дарования автора. В этом отношении конкурсная программа дает лишь отчасти пищу для размышлений. Но не забудем, что Выборгский фестиваль это не только программа и 14 фильмов. Но это еще и панорама по российскому кино финиширующего сезона.

    РГ: Вы имеете в виду конкурс "Выборгский счет"?

    Медведев: В первую очередь. Поскольку он включает все отечественные фильмы, отличившиеся на других кинофорумах от "Елены" Андрея Звягинцева, показанной в Каннах, до "Шапито-шоу" Сергея Лобана, отмеченного на ММКФ. Во вторую - каждый год мы не забываем оглянуться, чтобы вспомнить былые удачи. Поводом, конечно, служат юбилейные даты мастеров и их картин. На этот раз будем чествовать родного иностранца Романа Балаяна, которому в апреле сего года стукнуло 70, и покажем его картину "Бирюк". Также отметим 80-летие Микаэла Таривердиева, к слову, одного из отцов-основателей Выборгского фестиваля. Этому событию будет посвящен вечер музыкальной поэзии "Я ловил ощущения...", в котором примут участие известные музыканты. Данью памяти режиссера-документалиста Павла Когана станет вечер, подготовленный его вдовой Людмилой Станукинас. Наконец, отдельной строкой запланирован 25-летний юбилей картины Вадима Абдрашитова "Плюмбум".

    РГ: Фильм действительно знаменательный для своего времени.

    Медведев: Да и для нынешнего тоже. Фильм был пророческим. В полной мере тогда мы этого не смогли оценить. Попробуем это сделать сегодня. На следующий день после его просмотра состоится дискуссия "Перестройка в кино. 25 лет спустя - надежды и свершения".

    След "Кочегара"

    РГ: Да, "Плюмбум" в этом отношении - хорошая подсветка. Надеюсь, дискуссия окажется живой и содержательной. Тем не менее, Армен Николаевич, вернемся от панорамы к программе. Всякому непредубежденному любителю кино список фильмов, в котором не видно ни одного фильма, впереди которого бежали бы слухи о его неординарности, внушает глубокий скептицизм. В самом деле, конкурс не обещает "открытий чудных"? У вас лично есть фаворит? Тот фильм, которому вы бы, не колеблясь, отдали главный приз?

    Медведев: Есть, но я пока воздер жусь его называть, чтобы не получить упрек в давлении на жюри.

    РГ: Тогда по-другому спрошу. Есть ли в этом конкурсном списке такой же спорный лидер, как в прошлом году "Кочегар" Алексея Балабанова?

    Медведев: Нет. Но опять же скажу: год на год не приходится. И только по конкурсной программе нельзя судить о состоянии кинематографа. Как отечественного, так и мирового. Тем более если судить берутся современники тех, кого судят.

    РГ: А других судей для вас у меня нет, как сказал бы товарищ Сталин.

    Медведев: И не надо.

    РГ: Зато у вас в колоде (пусть и не в рамках основного конкурса) сильный козырь - фильм закрытия. И, как мне кажется, фильм-событие.

    Медведев: Спасибо Андрею Сергеевичу Смирнову, предоставившему нам возможность показать его новую режиссерскую работу "Жила-была одна баба". Это как раз тот фильм, впереди которого бежит молва о его значительности. Фильм будет показан в последний день фестиваля. И что для нас особенно лестно, это будет первый публичный просмотр картины мастера, который стоял у истоков перестройки, который вернулся в режиссуру спустя 30 лет. Это, честно говоря, подвиг. И творческий, и гражданский.

    РГ: Легко соглашусь с вами. Тем более что мне посчастливилось картину увидеть. Могу поддержать молву. Могу сказать, что фильм Андрея Смирнова - из тех свершений, которые рождают новые надежды на новые свершения в кинематографе. Хотелось бы, чтобы эта картина, как и другие, стала достоянием не фестивальной публики.

    Медведев: Об этом тоже пойдет речь за одним из "круглых столов" в рамках ХIХ "Окна в Европу".

    Программа

    Какие фильмы покажут в этом году на фестивале:

    • Баги
    • Бездельники
    • Безразличие
    • Беременный
    • Бирюк
    • Борис Годунов
    • Вальс. Прибой
    • Ваня и леший
    • Вдребезги
    • Во сне это...
    • Два дня
    • Дедушкин валенок
    • Джоакино Россини
    • Доброволец
    • Долина роз
    • Дом
    • Дом ветра
    • Домашний романс
    • Елена
    • Еще раз
    • Ждем, надеемся, не верим
    • Жила-была одна баба
    • Земля людей
    • Зодчие города Солнца
    • И оглянулся я на дела мои
    • Игра
    • Как я съел свою стипендию
    • Калачи
    • Криминальные обстоятельства
    • Максим Горький. Возвращение в ад
    • Между
    • Морской узел
    • Мышь On-line
    • Нано-няни
    • На отшибе
    • На свидание к отцу
    • Настоящая советская девушка
    • Нечаянно нагрянет
    • Око за око
    • Охотник
    • Плюмбум, или опасная игра
    • Подарок
    • Последняя ночь
    • Термитеи
    • Приливы туда-сюда
    • Пьета
    • Пять невест
    • Рейдер
    • Свободный человек Лев Толстой
    • Сергей Прокофьев
    • Сибирь. Mon amour
    • Собачий барин
    • Тихий океан
    • Три дня с придурком
    • Упражнения в прекрасном
    • Ушел и не вернулся
    • Чем люди живы
    • Четыре дня в мае
    • Чужая мать
    • Шапито-шоу
    • Шатало
    • Я забуду этот день
    • Ягодный пирог
    Поделиться