Первый зампредседателя Центробанка Геннадий Меликьян, курирующий надзорный блок, уходит в отставку. В настоящее время он находится в отпуске и выйдет на работу только для того, чтобы оформить свое увольнение. Об этом сообщили вчера все ведущие информагентства со ссылкой на источники в Банке России. "Я думаю, что мое время пришло", - процитировало единственную фразу самого Геннадия Меликьяна РИА Новости. От дальнейших комментариев банкир отказался, так же как и от обсуждения возможных преемников.
Еще в апреле на съезде Ассоциации российских банков глава ВТБ Андрей Костин возложил на "слабый надзор" Центробанка ответственность за "беспредел" в Межпромбанке, "Славянском", банке ВЕФК, Банке Москвы. Косвенно многие эксперты связывают отставку главного банковского ревизора с ответственностью за череду крупнейших банкротств в банковской системе страны.
Геннадий Меликьян проработал в Банке России почти десять лет. Сферу надзора, в ведении которой были все ключевые решения, касающиеся контроля и санкций за нарушение требований, он возглавил в драматическое для ЦБ время, в ноябре 2006 года, после убийства своего предшественника Андрея Козлова.
В Центробанке от официальных комментариев по поводу возможной отставки Меликьяна воздержались. Еще не факт, что отставка будет принята, говорит "РГ" источник, близкий к Банку России. По негласным договоренностям до смены председателя ЦБ на своих местах остаются и все его замы, замечает он, а полномочия главы ЦБ Сергея Игнатьева истекают в 2013 году. Впрочем, если отставка будет все же принята, место первого зампреда ЦБ может занять либо директор департамента лицензирования и финансового оздоровления Банка России Михаил Сухов, либо директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский. Так что надзорный блок оголен не будет. Оба - достойные люди, давно работают в надзорном блоке, входят в совет директоров Банка России, комментирует президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
В то же время, по мнению источника, близкого к Центробанку, отставка Меликьяна не связана с громкими скандалами последнего времени вокруг Межпромбанка и Банка Москвы. Решения о кадровых перестановках в связи с ними не принимались, напоминает он. По словам Аксакова, потрясения в банковской сфере происходили во всех странах, и Россия не стала исключением. При этом реальных полномочий, чтобы отслеживать концентрацию кредитных рисков в банках либо действия топ-менеджеров перед их уходом из кредитных организаций, у ЦБ недостаточно, считает депутат.
Более 46 процентов Банка Москвы принадлежали столичному правительству. И Аксаков не исключает, что правительство Москвы как влиятельная политическая сила могло способствовать тому, что надзор за близким ему банком был более мягким. Ранее напомним, что московское правительство препятствовало деятельности ЦБ, заявлял первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. На самом деле, продолжает Аксаков, требуется реформа надзора. Действия Банка России должны быть жесткими, невзирая на лица, считает Аксаков. Меликьян, говорит он, был человеком, который был готов обсуждать, слушать банковское сообщество и его аргументы, но при этом не шел на поводу у банкиров и не отступался от своих принципов.
Эксперты считают, что в итоге банковское сообщество вновь вернется к обсуждению вопроса о возможности вывода банковского надзора из Банка России. Во всяком случае, фразу самого Меликьяна "Я думаю, что время пришло" некоторые интерпретируют именно в этом ключе. По мнению вице-президента Ассоциации региональных банков "Россия" Олега Иванова, "Центробанк инкорпорирован в эту систему, когда и надзор происходит с оглядкой на лица". Перед преемником Меликьяна действительно встанет вопрос о гарантиях для свободы маневра при надзоре за банками.
В свою очередь, по словам члена Комитета Госдумы по финансовому рынку, финансового омбудсмена и, кстати, бывшего преподавателя Геннадия Меликьяна по МГУ Павла Медведева, Меликьян никак не мог повлиять на положение дел вокруг проблемных банков, так как рычагов влияния было недостаточно.
"Ситуация с Банком Москвы, Межпромбанком - это лишь детали той "глобальной неудачи", которую потерпел первый зампред ЦБ несколько лет подряд, отстаивая введение на законодательном уровне новых для отечественной банковской системы принципов банковского надзора", - сказал "РГ" Медведев. "Среди этих принципов так называемый принцип мотивированного профессионального суждения, то есть на основе опыта определенного специалиста ЦБ, по которому проблемные банки можно отстранять от деятельности. Этот принцип, подчеркивает Медведев, используется в работе надзорных банковских институтов Германии, США, Франции, Италии, Англии, Польши. Сегодня, поясняет Медведев, отзыв лицензии в банках происходит при нарушении тех или иных установленных норм и показателей. Но таких формальных критериев еще мало для принятия решения. И это показала ситуация в Банке Москвы. "Если бы у того же Геннадия Меликьяна были полномочия отозвать лицензию на основании собственного профессионального суждения, то терпящий катастрофу банк удалось бы остановить как минимум за полгода до нее и активы не были бы выведены", - говорит Медведев. Кстати, к этой осени, по словам самого Меликьяна, ЦБ готовил предложения по изменению законодательства. Одним из предложений было как раз введение принципа профессионального мотивированного суждения.
"Я думаю, что никакой вины ни лично Меликьяна, ни ЦБ в ситуации вокруг Банка Москвы или ряда других банков, у которых возникли проблемы, нет", - сказал президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, комментируя "РГ" причины отставки. По его словам, это достойнейший, ничем не запятнавший себя, много сделавший для усиления надзора и в интересах банковской системы руководитель. "Мы с ним много спорили о банковском надзоре, я всегда считал, что он у нас избыточный, всеохватывающий и всепоглощающий, а должен по идее быть направлен только на тех, кто дает повод для упреков", - сказал Тосунян, добавив, что добросовестные участники рынка должны чувствовать себя комфортно. И эту позицию Ассоциация будет отстаивать и впредь.
Кстати, по словам еще одного источника "РГ", знакомого с ситуацией, отставка Меликьяна обсуждалась в ЦБ на протяжении последних месяцев. Но предполагалось, что это произойдет ближе к концу года. В ответ глава АРБ отметил: "Я ни разу не слышал, чтобы в адрес лично Меликьяна высказывались какие-либо упреки. Не думаю, что в его лице нашли крайнего. Скорее всего, это его собственное решение".